Все статьи номера
7
Июнь 2015года
Юридическая консультация

Расчет экологического платежа

Татьяна РОГОВА, юрист, член Палаты налоговых консультантов
Главное в статье
  1. При исчислении суммы сбора руководствуйтесь утвержденным порядком. При этом учтите новшества 2015 года
  2. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов
  3. Плату нужно вносить ежеквартально. Перечислить экологический сбор и представить соответствующий расчет в Росприроднадзор за II квартал текущего года бюджетному учреждению нужно не позднее 20 июля 2015 года

За что вносить плату

Если учреждение негативно воздействует на окружающую среду, то оно должно за это платить. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ).

К видам загрязнений, по которым взимают экологические платежи, относятся:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

3,5
тыс. руб. –

размер госпошлины за выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу (п. 4 ст. 14 Закона № 96-ФЗ, подп. 116 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ)

Выбрасывать вредные (загрязняющие) вещества могут как стационарные, так и передвижные источники.

К первым относятся, например, заводские, дизельные установки, котельные.

А ко вторым – используемые учреждением транспортные средства, двигатели которых в процессе работы являются источником загрязнения окружающей среды (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Отметим, что выбросы в атмосферный воздух стационарным источником допустимы только на основании разрешения, выданного уполномоченным органом.

Таким разрешением должны быть установлены значения предельно допустимых выбросов и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ ; далее – Закон № 96-ФЗ).

Что касается транспортных средств, то плата за их негативное воздействие на окружающую среду Законом № 96-ФЗ теперь не предусмотрена. Новая редакция статьи 28 этого документа вступила в силу 1 января 2015 года. Однако соответствующие поправки, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ в статью 16 Закона № 7-ФЗ, начнут действовать лишь с 2016 года.

Никаких изменений не произошло пока и в постановлениях Правительства РФ, устанавливающих порядок начисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, нормативы платы остаются утвержденными и для передвижных источников. Однако чиновники Минприроды России в письме от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413 сообщили, что нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, находятся в стадии разработки.

Обратите внимание!

Налоговики не могут контролировать начисление платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Ведь они являются не налогом, а фискальным сбором (п. 5 определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О)

Каков порядок определения платы

Порядок определения платы и ее предельных размеров утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Порядок № 632).

Пунктом 2 Порядка № 632 предусмотрено два вида базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. А именно:

  • в пределах допустимых нормативов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы, которые нужно применять при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливают по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода). Они утверждены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (далее – постановление № 344).

Платежи за загрязнения рассчитывают в соответствии с пунктами 3–6 Порядка № 632. Причем отдельно по каждому виду загрязнения. Полученные показатели по всем видам негативного воздействия на окружающую среду нужно суммировать.

Шпаргалка

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2015–2017 годы

Выбросы в атмосферу. К нормативам, установленным для таких выбросов, применяют коэффициенты: 2,45 – в 2015 году; 2,56 – в 2016 году; 2,67 – в 2017 году.

Выбросы в водные объекты. К нормативам, установленным для таких выбросов, применяют коэффициенты: 1,98 – в 2015 году; 2,07 – в 2016 году; 2,16 – в 2017 году.

Обратите внимание: если у учреждения нет разрешения на выброс загрязняющих веществ или на размещение отходов, все выбросы и отходы считаются сверхлимитными. В этом случае плату за загрязнение окружающей природной среды определяют в соответствии с пунктом 5 Порядка № 632. То есть по увеличенной в пять раз ставке лимита.

Кроме того, при расчете экологических платежей нужно применять коэффициенты, которые учитывают экологические факторы:

  • по территориям экономических районов России (состояние атмосферного воздуха и почвы);
  • по бассейнам морей и рек (состояние водных объектов).

Важно знать

Экологический платеж рассчитывают по предельно допустимому нормативу или по установленному лимиту. Если, конечно, фактический объем загрязнения не превышает их

Отметим, что они указаны в приложении 2 к постановлению № 344.

Пример. Учреждение эксплуатирует в черте Санкт-Петербурга (Северо-Западный экономический район РФ) стационарный источник.

В I квартале 2015 года фактические выбросы оксида углерода в атмосферу составили 35 т, а дихлорпропана в водные объекты – 9 т. Эти объемы не превысили установленных для учреждения нормативов. 

Рассчитаем сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2015 года, при условии что норматив платы за выброс оксида углерода в пределах установленных допустимых нормативов выбросов – 0,6 руб/т, а дихлорпропана – 22 руб/т (приложение 1 к постановлению № 344). 

Для Северо-Западного экономического района РФ коэффициент, учитывающий состояние атмосферного воздуха, равен 1,5 (приложение 2 к постановлению № 344). 

Причем применяется он с дополнительным коэффициентом 1,2 (за выброс загрязняющих веществ в атмосферу городов). Кроме того, в 2015 году к нормативам, установленным для выбросов в атмосферу, применяется коэффициент 2,45, а для выбросов в водные объекты – 1,98 (постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219). 

Плата за выбросы составит 798,28 руб. ((0,6 х 1,5 х 1,2 х 2,45  х 35 т) + (22 х 1,5 х 1,2 х 1,98 х 9 т)).

В какой срок вносить плату

Уплатить экологический сбор в бюджет и отчитаться по платежу учреждению надо не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Основание – пункты 1 и 2 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 и пункт 3 Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (далее – Порядок № 204).

20
июля -

крайний срок, когда надо сдать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за II квартал 2015 года

Форма расчета платы приведена в приложении 1 к приказу № 204. Она состоит:

  • из титульного листа;
  • из расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет;
  • из четырех разделов.

Отметим, что учреждение должно заполнить только те разделы расчета, которые ему необходимы (п. 8 Порядка № 204).

Обратите внимание вот еще на что. Если сумма платежа за отчетный период больше 50 тыс. руб., то отчет нужно представить и в бумажной форме, и в электронном виде (п. 11 Порядка № 204).

Важные цифры

3–6
тыс. руб. административный штраф за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду для должностных лиц учреждения

50–100
тыс. руб. административный штраф за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду для учреждения как юридического лица