Все статьи номера
Не прочитано
7
Июнь 2015года
Проверка

Финансовые проверки: что нужно знать и как к ним подготовиться

Госфинконтроль: виды, объекты, методы

В разделе IX Бюджетного кодекса РФ дано подробное описание государственного финансового контроля.

В частности, урегулированы сложности в квалификации финансовых правонарушений в бюджетной сфере и определены направления деятельности контрольных органов.

Также законодательно установлены:

  • бюджетные полномочия;
  • виды, объекты, методы проверок;
  • применение мер принуждения.

394
должностных лица

по представлениям Счетной палаты РФ привлечены в 2014 году к ответственности за нарушение законодательства

Госфинконтроль разделен на четыре вида: внешний, внутренний, предварительный и последующий.

К органам внешнего контроля относят Счетную палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль проводят:

  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • органы финансового контроля исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций;
  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

А учредитель в рамках своих полномочий осуществляет предварительный и последующий финансовый контроль в подведомственных бюджетных учреждениях.

Организация внутреннего контроля

Грамотно организованный внутренний контроль позволит исключить многие проблемы при проведении проверок уполномоченными органами.

Если учреждение небольшое, то функции по организации и проведению внутреннего контроля принимает на себя руководитель. Он разграничивает полномочия и обязанности среди работников учреждения. Данное решение оформляют приказом, а порядок закрепляют в учетной политике.

Целесообразно установить, что каждый специалист бухгалтерии должен постоянно контролировать по своему разделу учета отражение на счетах бюджетного учета хозяйственных операций, совершаемых учреждением.

При этом необходимо анализировать правильное отражение на счетах учета кодов КОСГУ по обязательствам.

В более крупных учреждениях создают ревизионную комиссию.

5 блоков для проверки: советы учреждениям

Как же подготовиться к ревизии? Расскажем, что надо проверить в обязательном порядке при проведении внутреннего контроля.

Блок 1: соответствие и срок действия документов

Сотрудникам, ответственным за внутренний контроль, необходимо обратить внимание на наличие документов и их содержание. Перечислим ряд документов, которые контролирующие органы запросят в первую очередь:

Совет

Проверьте, предусмотрены ли учредительными документами платные услуги, которые оказывает учреждение

  • устав и учредительные документы;
  • договоры: трудовые, о материальной ответственности, коллективный;
  • государственное (муниципальное) задание и отчет о его исполнении;
  • утвержденные положения: об оплате труда, о премировании, об оказании платных услуг, об учетной политике.

Следует своевременно внести изменения и дополнения в указанные документы. Например, уточните, не закончился ли срок действия коллективного договора.

Блок 2: формирование и заполнение «первички»

Первичные документы нужно проверять на предмет оформления. Отслеживают полноту заполнения всех реквизитов, наличие печатей, подписей ответственных лиц, подтверждающих документов.

Так, при списании строительных материалов на ремонт обязательно наличие дефектной ведомости и сметного расчета. При поступлении основных средств необходимо решение комиссии о принятии их к учету по соответствующему ОКОФ. А при выбытии – не только акт на списание и дефектная ведомость, но и соответствующий документ учредителя, разрешающий списание данного объекта.

Важная деталь

Суммы платежных документов надо сверить с данными журнала операций с безналичными денежными средствами

Блок 3: проведение кассовых операций

На данном этапе проверяют достоверность и законность операций по лицевым счетам. А также соответствие записей по движению на них денежных средств данным, которые содержатся в выписках казначейства или финансового органа.

Целесообразно провести инвентаризацию денежных средств и бланков строгой отчетности. Уточните, не было ли таких фактов, как:

  • превышение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
  • несвоевременное оприходование в кассу средств, в том числе полученных с лицевого счета;
  • отсутствие документов, которые являются основанием для списания расходов.

Рекомендуем сверить обороты по кредиту субсчетов средств учреждения с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным Главной книги.

Блок 4: расчеты с контрагентами

При проверке этого блока бухгалтеру следует обратить внимание на наличие кредиторской и дебиторской задолженностей. Надо проанализировать документы, связанные с осуществлением закупочной деятельности. Их рассматривают на соответствие нормам федеральных законов от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Так, закупки учреждения должны быть внесены в план-график и план финансово-хозяйственной деятельности.

Важные цифры

100
тыс. руб. – такой штраф предусмотрен для учреждений за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов.

50
тыс. руб. – такой штраф выпишут на должностное лицо, если не соблюдались требования законодательства о контрактной системе при выборе победителя.