Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Приложение

Новый бюджетный кодекс

Что изменится в 2017 году
  1. Уточнят главы по доходам бюджетов.
  2. Установят публичные обязательства как основу организации бюджетного процесса.
  3. Пропишут условия для повышения доступности и качества государственных услуг.
  4. Пропишут критерии эффективности и прозрачности бюджетных инвестиций.
  5. Внесут новые нормы по межбюджетным отношениям.
  6. Определят систему показателей долговой устойчивости.
  7. Создадут условия для внедрения программно-целевого управления.
  8. Изменят формат бюджета и состав материалов к нему.
  9. Изменят требования к процессу исполнения бюджетов.
  10.         Законодательно закрепят казначейское
            сопровождение.
  11.       Определят систему казначейских платежей.
  12.         Введут новые нормы по государственному
            (муниципальному) бюджетному контролю
            и внутреннему контролю.

В 2017 году примут новую редакцию Бюджетного кодекса РФ. Об этом сказано в документе «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».  Действия Бюджетного кодекса распространят на бюджетные и автономные учреждения. Поэтому мы сделали это приложение, чтобы вы смогли ознакомиться с  предстоящими новациями.

Минфин заверяет: Бюджетный кодекс в новой редакции будет отвечать современным тактическим и стратегическим задачам государственного и муниципального управления.

Итак, какие изменения внесут в документ?

121
закон

о внесении изменений (1,3 тыс. поправок) был принят за 16 лет

Новый кодекс объединит правовое регулирование в отношении участников бюджетного процесса (например, казенных учреждений – получателей бюджетных средств) и не участников (в частности, бюджетных и автономных учреждений). Последние в настоящее время обладают только отдельными бюджетными правами и обязанностями. Хотя активно задействованы в функционировании системы государственного и муниципального управления.

В новой редакции сведут в единую систему нормы всех принятых за последние годы федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения. В этом году исполняется 16 лет с начала действия той редакции, которая была принята в 2001 году, хотя сам документ был принят в 1998 году, вступил в действие в 2000-м, а через год в него внесли комплексные изменения, И этим изменениям уже 16 лет.

Шпаргалка

Правовые недостатки Бюджетного кодекса

Некоторые вопросы системно не описаны. Например, вопросы внебюджетных фондов, в том числе требования к документам, представляемым одновременно с бюджетом, вопросы исполнения бюджетов.

Отдельные нормы дублируются. В частности, наравне со статьями, которые закрепляют определенные принципы бюджетной системы, есть статья, устанавливающая их перечень; полномочия органов Федерального казначейства распределять доходы содержатся в нескольких статьях Бюджетного кодекса РФ (ст. 40, 166.1, 218).

Содержатся нормы, которые ни разу не применялись. Такие как:

– о праве министра финансов назначить уполномоченного по федеральному бюджету;
– об изменении бюджета при резком падении доходов;
– о передаче полномочий по кассовому обслуживанию и др.

Содержатся декларативные нормы, которые не имеют правового смысла: преамбула Бюджетного кодекса РФ, норма об ответственности Минфина и Федерального казначейства.

А как отзывались участники первого Московского Финансового форума о новой редакции Бюджетного кодекса?

Комментарий чиновника

Министерство финансов, как инициатор этого большого проекта, считает, что новая редакция нужна по двум причинам. 
Во-первых, масштаб изменений превысил все контролируемые возможности. Более 1300 изменений Бюджетного кодекса сделали его плохо приспособленным к практике. 
Во-вторых, назрели содержательные изменения. Нам нужно по-новому подойти к организации казначейского сопровождения – по новой роли юридических лиц, взаимодействию с бюджетами, регулированию долговой политики регионов, увязки бюджета с программными целевыми подходами. То есть две причины: одна формальная – сделать удобный кодекс, вторая содержательная– интегрировать все накопившиеся изменения.

Алексей ЛАВРОВ, заместитель министра финансов РФ

Комментарий чиновника

Говоря о подготовленном документе, он представляется весьма добротным. И в нем успешно интегрированы все законы, принятые за последние годы в сфере бюджетных отношений. Само изложение выглядит последовательным, логичным и, как нам кажется, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством <...> 
<...> Как представитель региональных финансистов, я мечтаю о стабильном законодательстве, но понятно, что жизнь меняется, динамично меняются все сферы, и все они связаны с бюджетной системой, поэтому, конечно же, бюджетное законодательство будет изменяться. 
<...> от масштаба изменений в смежных сферах будет происходить либо эволюция бюджетного законодательства, либо его реформирование. Я очень надеюсь, что с принятием новой редакции Бюджетного кодекса у нас наступит эра эволюции.

Елена ЗЯББАРОВА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы

Комментарий эксперта

Разработчики постарались сделать так, чтобы все, ну или в основном, произошедшие принципиальные изменения в развитии нашего общества нашли отражение в новом Бюджетном кодексе. С одной стороны, мы понимаем, что так быстро меняющаяся ситуация в нашем обществе <...> не позволяет нам быть утопистами и думать, что мы приняли нормативные акты и они остаются неизменными на долгие десятилетия вперед. 
Нет, конечно, но уже сейчас на этом этапе, разрабатывая новый Бюджетный кодекс, можно предусмотреть основные тенденции развития, и это позволит его сделать более стабильным на десятилетия вперед.

Елена ГРАЧЕВА, первый проректор и заведующий кафедрой финансового права МГЮА им. О.Е. Кутафина

Комментарий эксперта

Бюджетный кодекс не понимают представители отраслевых министерств и ведомств. Там идет так называемый птичий язык – много терминов, за ними не очень понятно, что содержится по сути.

Хотелось бы, чтобы кодекс служил таким фундаментом в основе каких-то принципиальных решений. Мы действительно должны построить адекватные требования бюджетного федерализма, мы должны сделать так, чтобы программный бюджет заработал, чтобы бюджетные правоотношения действовали в рамках жестких бюджетных ограничений, которые всем понятны.

Владимир КЛИМАНОВ, заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор Института реформирования общественных отношений

Структура Бюджетного кодекса

Рассмотрим, как изменится структура Бюджетного кодекса:

БылоСтанет
5 частей
9 разделов 9 разделов
30 глав 33 главы
307 статей 313 статей

По разделам кодекса изменения такие:

  • в раздел 1 «Общие положения» вместо части «Общие положения» введут отдельную главу об информационном обеспечении бюджетного процесса;
  • в разделе 2 «Доходы бюджета» уточнят принципы распределения доходов и распределения нормативов зачисления в зависимости от вида платежа;
  • в разделе 3 «Расходы бюджета» консолидируют все положения, которые формируют расходы бюджета;
  • в разделе 4 «Сбалансированность бюджетов» соберут положения по источникам финансирования бюджетов, эмиссии и обращению государственных ценных бумаг, управлению долгом;
  • в разделе 5 «Участники бюджетного процесса» уточнят бюджетные полномочия участников бюджетного процесса всех публично-правовых образований;
  • в разделе 6 «Планирование бюджета» закрепят принципы составления проекта бюджета, сводной бюджетной росписи, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете;
  • в раздел 7 «Исполнение бюджета» введут новые главы о казначейском обслуживании, едином казначейском счете и системе бюджетных платежей;
  • в раздел 8 «Учет и отчетность» введут новые главы об отчетности;
  • в разделе 9 «Финансовый контроль» объединят положения о финансовом контроле и об ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Шпаргалка

Правовые основания для разработки новой редакции:

– Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2593-р
Государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320
– Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, которая утверждена приказом Минфина России от 29 августа 2013 г. № 227.

Как поменяются термины

В новом кодексе в статье 5 закрепят термины, которые будут употребляться в двух и более главах. Остальные термины будут по соответствующим главам.

Введут новые терминыИсключат терминыЗаменят термины
старыйновый

Получатель средств из бюджета (это, например, бюджетные автономные учреждения)

Собственные доходы

Главный распорядитель бюджетных средств

Главный распорядитель расходов бюджета

Публичные обязательства

Межбюджетные отношения

Распорядитель бюджетных средств

Распорядитель расходов бюджета

Лимит долгосрочных контрактных обязательств

Бюджетная роспись

Получатель бюджетных средств

Администратор расходов бюджета (казенные учреждения)

Казначейское обслуживание

Источник финансирования дефицита бюджета

Источник финансирования бюджета

Единый казначейский счет, казначейский счет

 

Кассовое обслуживание

Казначейское обслуживание

Временно свободные средства

   

Рассмотрим, какие термины по обязательствам будут в новом кодексе.

  1. Публичные обязательства – обязанность публично-правового образования предоставить средства из бюджета физическому и юридическому лицу, другому бюджету и субъекту международного права по установленным Бюджетным кодексом РФ основаниям.
  2. Расходные обязательства – публичные обязательства, подлежащие отражению в расходах бюджета при планировании, исполнении бюджета, осуществлении учета и составлении отчетности об исполнении бюджета.
  3. Бюджетные обязательства – публичные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
  4. Денежное обязательство – обязанность администратора расходов бюджета уплатить в бюджет, физическому лицу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю за счет средств бюджета определенные денежные средства.

 

Комментарий чиновника

Я хочу отметить лишь отдельные недостатки общего характера уже в новой редакции Бюджетного кодекса. Это касается изменений понятийного аппарата. То есть когда меняются термины без изменения содержания понятий. Затрагиваются все ключевые расходные термины: привычный «главный распорядитель бюджетных средств» становится «главным распорядителем расходов бюджета», «получатель бюджетных средств» становится «администратором расходов бюджета». 
Поверьте, за эти годы эти термины уже просто стали нарицательными, они устоялись. И мне кажется, здесь есть над чем подумать, поскольку вся эта терминология используется в огромном массиве правовых актов, в наших информационных системах, в регионах, в муниципалитетах <...> вводить такие изменения, которые потребуют усилий, которых можно было бы избежать, стоит ли?

Елена ЗЯББАРОВА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы

Новые принципы

В новый Бюджетный кодекс введут три новых принципа.

  1. Использование реалистичных (консервативных) показателей прогноза социально-экономического развития при планировании бюджета и установлении ограничений общего объема расходов и (или) дефицита бюджета, позволяющих надежно обеспечить расходы бюджета доходами и источниками финансирования бюджета.
  2. Обязанность государственных (муниципальных) органов и не участников бюджетного процесса предоставить отчетность о результатах использования бюджетных средств, а также их ответственность за исполнение своих полномочий и принятых расходных обязательств.
  3. Обязанность участников бюджетного процесса обеспечивать открытость и доступность информации на едином портале, а также составлять информацию о соответствующем бюджете в доступном для граждан формате.

Комментарий эксперта

Некоторое время назад и в действующем кодексе было понятие «публичное обязательство», «расходное», «денежное» и т. д. И вот что обращает на себя внимание: «обязательство» в данном случае определяется через категорию «обязанность». Все юристы знают, что обязательство – это двухстороннее отношение, а обязанность – одностороннее. Поэтому говорить о том, что обязательство – это обязанность, значит не видеть то, что делает другая сторона. Мы об этом писали, говорили, и нас услышали в нынешнем проекте. Я увидела, что публичное обязательство – это обязательство публично-правового образования. Мы создаем теоретическую базу, для того чтобы не стало возможных нарушений. Поэтому вопрос о чистоте терминологии – это не просто фраза. И в ряде случаев приходится менять термины. Мы привыкли и вроде вот понимаем, выделение средств с одного бюджета другому бюджету – нам понятно, да, а суду? Как мы это будем доказывать?

Елена ГРАЧЕВА, первый проректор и заведующий кафедрой финансового права МГЮА им. О.Е. Кутафина

На какие организации распространят действие кодекса

Из-за развития финансовых отношений государства с организациями различных правовых форм и форм собственности действие отдельных норм нового кодекса распространят:

  • на бюджетные и автономные государственные (муниципальные) учреждения;
  • на государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • на государственные корпорации и государственные компании;
  • на иные юридические лица, в отношении которых государственные (муниципальные) органы выполняют функции и полномочия собственника имущества или осуществляют права акционера (участника) – владельца более 50 процентов акций (долей).

Комментарий эксперта

Программный бюджет. Мне очень понравилось, что взяли хорошую идею. Но она совершенно непроработанная, сырая, и взяли ее единственную и, как икону, вставили в Бюджетный кодекс. Вещь хорошая, но чем все это кончится? Ответить на этот вопрос невозможно. Потому что система еще недоработана, и она еще не апробирована настолько, чтобы ее вставлять в БК. А уж чтобы вставлять ее как единственную, только в этом виде, в бюджет <...> Простите меня, это тоже очень спорно.

Евгений БУШМИН, заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ

Программно-целевое управление

В новой редакции кодекса созданы условия для внедрения на всех уровнях бюджетной системы программно-целевого управления.

В частности, введены:

  • отдельная «рамочная» статья о дополнительных бюджетных полномочиях ответственных исполнителей государственных (муниципальных) программ, которые должны быть определены в порядке составления проекта бюджета и порядке исполнения бюджета по расходам;
  • основной формат всех бюджетов бюджетной системы РФ – программная структура расходов;
  • норма о том, что государственные (муниципальные) задания должны быть увязаны с целевыми индикаторами государственных (муниципальных) программ;
  • норма, что порядок предоставления каждого вида субсидий региональным бюджетам устанавливается соответствующей государственной программой РФ. В чем принцип программно-целевого бюджетного планирования? Рассмотрим исходное состояние формата бюджета.

Доходы бюджета

Действующий Бюджетный кодекс не решает ряд проблем по доходам от штрафов.

  1. Доходы от штрафов распределяют не всегда обоснованно – не по единой методологии.
  2. Действует остаточный принцип зачисления штрафов (если это не закреплено за другими бюджетами) в местные бюджеты.
  3. При распределении штрафов не учитывают того, какой орган, какое должностное лицо налагает штраф.
  4. Не определены случаи отнесения к доходам бюджета штрафов от хозяйствующих субъектов.

Поэтому законодатели предложили новый принцип (см. схему).

Принцип распределения доходов от штрафов

Комментарий чиновника

Формат федерального бюджета излишне детален, не приспособлен к внедрению государственных программ. Что первично? Что вторично? К государственным программам будут относиться несерьезно до тех пор, пока они не встроены в бюджетный процесс. Встроить в бюджетный процесс плохие госпрограммы – это ничего не добиться. Надо идти итерационно. Бюджет по госпрограммам должен быть если не единственным, то по крайней мере основным форматом, с более крупной структурой, с отражением всей имеющейся информации, отдельными специальными приложениями без погружения их в очень громоздкую ведомственную структуру, и мы будем предлагать расширение полномочий правительства при исполнении бюджета. Нынешняя – очень жесткая схема, ясно, что она не работает. Если мы делаем ориентацию на результат, нельзя нарезать все на мелкие кусочки и сказать: «Ну а теперь шаг влево, шаг вправо». Все будут думать о том, как бы этот кусочек получше сделать, и не обращая внимания, нужен ли он вообще и какой результат приносит.

Алексей ЛАВРОВ, заместитель министра финансов РФ

Расходы бюджета

В кодекс введут понятие «проектное финансирование договорных обязательств». Этот принцип будет приоритетным способом принятия договорных обязательств:

  • по оказанию услуг или выполнению работ;
  • по компенсации затрат или недополученных доходов.

Будут предусмотрены обязательства по достижению определенных целей, которые имеют измеримые показатели, установленные планами по их достижению. При недостижении показателей деньги нужно вернуть в бюджет.

Виды бюджетных обязательств будут такими:

  • оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на принятие или исполнение контрактных обязательств для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • принятие или исполнение договорных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не являющихся учреждениями и унитарными предприятиями;
  • принятие или исполнение договорных обязательств на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
  • принятие или исполнение расходных обязательств на социальное обеспечение населения;
  • принятие или исполнение расходных обязательств, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов;
  • принятие или исполнение расходных обязательств, связанных с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • принятие или исполнение долговых обязательств на погашение и обслуживание долга, в том числе исполнение.

Для получателей субсидий (бюджетных и автономных учреждений) обязательные условия в соглашении о предоставлении субсидии:

  • обязательства получателя субсидии по достижению определенных целей, имеющих измеримые показатели финансово-экономической деятельности;
  • планы по достижению установленных показателей (в том числе их промежуточных значений);
  • обязанность возврата средств в бюджет при недостижении показателей.

Совершенствование государственного (муниципального) бюджетного контроля

Сферу государственного (муниципального) бюджетного контроля распространят на всех получателей средств из бюджета. Введут новый метод осуществления государственного (муниципального) бюджетного контроля мониторинг – анализ информации о предмете и деятельности объекта контроля на системной и регулярной основе, в том числе анализ данных, отображаемых в информационных системах об операциях и действиях объектов контроля.

Установят возможность взаимного признания (непризнания) органами внешнего и внутреннего государственного (муниципального) бюджетного контроля результатов контрольной деятельности. Регламентируют механизм досудебного обжалования результатов проверок органов государственного (муниципального) внутреннего бюджетного контроля.

Для бюджетных и автономных учреждений введут обязанность отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности. Предусмотрят возможность передать свои функций по ведению бюджетного и бухгалтерского учета и составлению отчетности органам казначейства или специализированным организациям.

Уточнение предельных объемов резервных фондов

СейчасВ новой редакции
Резервный фонд Президента РФ
Создание Резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета Предельный объем не ограничен, объем бюджетных ассигнований Резервного фонда Президента РФ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете
Использование бюджетных ассигнований осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ Использование бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях финансового обеспечения непредвиденных расходов осуществляется на основании распоряжений Президента РФ
Резервные фонды Правительства РФ и органов исполнительной власти
В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание Резервного фонда Правительства РФ Резервный фонд Правительства РФ представляет собой бюджетные ассигнования федерального бюджета, которые направлены на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, на непредвиденные расходы
Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов Объем бюджетных ассигнований резервных фондов предусматривается в законе (решении) о соответствующих бюджетах и не может превышать 1% общего объема расходов бюджета, если субъект РФ/муниципалитет не принял решение увеличить его до 3%

Кроме того, будут следующие поправки.

  1. Нормативные затраты на содержание имущества в случае оказания услуг сверх задания будут рассчитывать пропорционально доходам, полученным от оказания платных услуг, и размеру субсидии.
  2. Допускается казначейское санкционирование операций на субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, что ограничит свободу распоряжения данными средствами.
  3. Органы финансового контроля наделяются правом проверять выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений. Таким образом, статус бюджетных и автономных учреждений еще более сблизится со статусом казенных учреждений.

Из раздела документа, посвященного вопросам финансового контроля и бюджетных нарушений, убрали понятие «нецелевое использование бюджетных средств». Вместо этого предлагается наказывать администраторов расходов бюджета за их действия, нарушающие положения отраслевых правовых актов и договоров и приводящие к увеличению расходования бюджетных средств.

Комментарий чиновника

Хорошо бы сделать кодекс поменьше. Ввести больше жестких бюджетных ограничений. Базовых, которые должны соблюдаться, и в то же время для лиц, непосредственно занимающихся операционным принятием решений в бюджетном процессе. Я согласен с Еленой Юрьевной, что часть вопросов можно было бы расширить в части полномочий ответственных исполнителей государственных программ. Распорядителей бюджетных средств, регионов, муниципальных образований, в части использования бюджетных средств, потому что сложившаяся практика ведет все к большей детализации, измельчению разного рода бюджетных оснований, что на самом деле не всегда хорошо с точки зрения решения конкретных задач. Поэтому побольше гибкости для лиц, которые занимаются операционным управлением в бюджетном процессе.

Владимир КЛИМАНОВ, заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор Института реформирования общественных отношений

Комментарий чиновника

Коротко по контролю. Есть целый ряд общих принципов, правил, которые относятся не к внешнему, не к внутреннему, а просто к государственному, муниципальному, как мы называем, бюджетному контролю. А дальше уже делаются отсылочные нормы, органы внутреннего контроля. 
В основном предлагается регулировать актами субъектов Федерации, муниципалитетов или РФ, для своих органов. Ну а по контролю счетных органов и счетных палат есть свое законодательство, которое выходит за сферу даже бюджетного контроля. 
Мы считали как бы нецелесообразным в этой части вводить унификацию именно в Бюджетном кодексе, полагая, что это гораздо проще сделать на уровне соглашений, договоров, взаимной координации, использование одних терминов, но такое вмешательство в полномочия законодательного органа, как он хочет видеть свою систему бюджетного контроля, думаю, что было бы неправильно.

Алексей ЛАВРОВ, заместитель министра финансов РФ

Казначейское сопровождение

  1. Казначейское сопровождение предоставленных из федерального бюджета средств будет вести Федеральное казначейство в порядке, который установило Правительство РФ.
  2. Казначейское сопровождение предоставленных из регионального бюджета средств осуществляется финансовым органом субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом общих требований, установленных Правительством РФ. По обращению высшего органа сопровождение может вести Федеральное казначейство.

В новом кодексе закрепят нормы, регулирующие вопросы казначейского аккредитива. Порядок расчетов по казначейскому аккредитиву определит Минфин.

Это способствует развитию системы казначейских платежей. Будет единый казначейский счет ФК. Также появятся:

  • инструменты управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском счете ФК;
  • современные электронные платежные сервисы;
  • право ФК проводить эмиссию, эквайринг платежных карт;
  • минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления.

Развитие межбюджетных отношений

1. Введут право для субъектов РФ передать местным бюджетам поступления от неналоговых доходов:

  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • штрафы за отдельные административные правонарушения.

2. Уточнят формы межбюджетных трансфертов:

  • дотации на сбалансированность;
  • «горизонтальных» межбюджетных трансфертов.

Распределение субсидий будет только в соответствии с законами (решениями) о бюджете. А консолидированные субсидии будут предоставлять без софинансирования и не возвращать.

Кроме того, ограничат сферу иных межбюджетных трансфертов.

3. Определят особенности предоставления трансфертов:

  • порядок предоставления каждого вида субсидии (включая цели, методику, показатели, критерии отбора и т. п.) устанавливают соответствующей госпрограммой;
  • закон о предоставлении субвенций содержит порядок расчета нормативов для определения объема субвенции.

На предыдущей странице мы показали, какие обязательные условия введут по межбюджетным трансфертам для региональных бюджетов.

Какие обязательные условия введут по межбюджетным трансфертам для региональных бюджетов

Не имеют права:Могут:
– устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям субъектов;
– превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта или содержание органов государственной власти; 
– предоставлять субсидии бюджетам других субъектов РФ.
– подписывать соглашения с Минфином о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов; 
– исполнять бюджет с открытием и ведением лицевых счетов в Федеральном казначействе; 
– представлять в Минфин документы и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии проекта бюджета федеральному законодательству;
- проводить ежегодную проверку годового отчета об исполнении регионального бюджета.

Сбалансированность бюджета

В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» заменяют некоторые понятия.

Например, понятие «источники финансирования дефицита бюджета» будет называться «источник финансирования бюджета».

К 1 января 2019 года определят системы оценки показателей долговой устойчивости субъектов РФ и муниципалитетов (высокая, средняя, низкая долговая устойчивость).

Комментарий эксперта

Почти нерешаемый вопрос – это наличие и присутствие в практике нефинансируемых мандатов. 
Мне кажется, что в рамках нового Бюджетного кодекса такой принцип нужно было бы заложить не просто в какой-то статье. Где-то закопанной внутри межбюджетных отношений. А должен быть вынесен в такой базовый принцип, вообще бюджетной системы, что это должно быть невозможным, исходя из неких базовых принципов. Это практика, которая у нас есть, в новой редакции кодекса не прекращается. То есть не возникнет от этого никакой ответственности. А у тех, кто принимает обязательства, возлагающие какие-то финансовые обязательства на нижестоящий уровень. Эту проблему мы должны решить.

Владимир КЛИМАНОВ, заведующий кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор Института реформирования общественных отношений

Классификация субъектов РФ по долговой устойчивости

ПоказательГруппа А (высокая долговая устойчивость)Группа В (средняя долговая устойчивость)Группа С (низкая долговая устойчивость)
Отношение долга к общему объему доходов бюджета ≤ 50% 50–90% > 90%
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию долга к доходам бюджета ≤ 13% 13–18% > 18%
Доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов бюджета ≤ 5% 5–8% > 8%

Комментарий чиновника

Момент, на котором я все-таки хотела отдельно остановиться, – это необоснованная, избыточная централизация бюджетных полномочий. Она приведет к излишней унификации, к типизации подходов и лишит нас возможности настраивать нашу бюджетную политику на учет специфики регионов. Пример: в новой редакции БК императивно устанавливается, что состав нормативных затрат должен отличаться расходом на содержание имущества. У нас в Москве итак по подавляющему большинству перечню услуг уже имеются полные нормативы. Вот, например, в отрасли «спорт», где значительные затраты мало связаны с услугами, расходы относятся к содержанию имущества. Такие методические решения, особенности могут быть и у других регионов и муниципалитетов. Не совсем правильно считать, что предлагаемая в кодексе идеология является единственной лучшей практикой.

Елена ЗЯББАРОВА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы

Если у субъекта или муниципального образования окажется низкая долговая устойчивость, они будут:

  • не вправе осуществлять рыночные заимствования;
  • обязаны утверждать с Минфином (финансовым органом субъекта Федерации) план восстановления платежеспособности.

Кроме того, если субъект или муниципальное образование отнесут к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости и план восстановления платежеспособности будет не исполнен, это станет основанием для инициации процесса отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ, отставки главы муниципального образования.

Еще введут обязанность для финансовых органов формировать реестры источников финансирования бюджетов.

Увеличат срок предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета с 30 до 50 дней. При этом обязательное условие: вернуть деньги надо не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Ужесточат ограничение объема расходов на обслуживание долга до 10 процентов объема расходов (вместо 15%). Ограничат годовые суммы платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20 процентов общего объема налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов.

Комментарий чиновника

Я всегда поддерживал снижение дефицита, который прописывается, потому что считал, что пока дефицит будет разрешен 15 процентов – никак мы не решим проблему госдолга субъекта РФ. 
Однако по-прежнему у нас есть Мордовия, у которой долг в два раза превышает ее собственные доходы, у нас есть 14 территорий, у которых уже госдолг превышает их собственные доходы, поэтому с этим нужно бороться. Прямой метод с 10-ти до 15-ти, он тоже будет обсуждаться. Лично я буду предлагать 5, для того чтобы было какое-то обсуждение. Ясно, что так просто этот вопрос не пройдет – это будущее обсуждение.

Евгений БУШМИН, заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ

Информационное обеспечение

В новом кодексе пропишут следующее.

  1. Принципы создания и ведения информационных систем (ИС) в сфере бюджетных правоотношений.
  2. Право Правительства РФ определять единые требования к созданию и ведению информационных систем.
  3. Цели и содержание федеральной государственной ИС.
  4. Порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем.
  5. Требования к электронному документообороту.
  6. Статус, назначение единого портала.

Комментарий чиновника

Кроме ужесточения требований дефицита, будет введение трех групп регионов с разной долговой нагрузкой и с очень существенным ограничением бюджетных прав. Это федерализм? Или это не совсем федерализм? В федеративном государстве существуют жесткие требования, вплоть до банкротства муниципалитетов. Мы готовы это обсуждать, защищать свои позиции. То, что я могу сейчас подтвердить, – новая редакция Бюджетного кодекса не потребует ни одного рубля денег из бюджетных субъектов и муниципалитетов, ни на информационные системы, ни на изменение инструкций. Потому что все новые понятия вводятся через скобки, их можно будет неопределенно длительное время использовать в любых инструкциях, информационных системах <...>

Алексей ЛАВРОВ, заместитель министра финансов РФ

Когда начнет действовать новый кодекс

Если новый Бюджетный кодекс примут в 2017 году, его положения будут применять в 2018 году при составлении проектов бюджетов, начиная с бюджетов на 2019–2020 годы. А в части исполнения бюджетов – с 1 января 2019 года.

Комментарии участников о новой редакции Бюджетного кодекса приведены по материалам официального сайта первого Московского Финансового форума (ff.msk.ru)