Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Контроль

Проверка вне закона: что нарушают ревизоры и как можно вас спасти

О чем пойдет речь: работа финансовых ревизоров заключается в том, чтобы выявлять и пресекать финансовые нарушения. Но иногда проверяющие не соблюдают правила проверки. В таком случае учреждениям нужно фиксировать ошибки ревизоров и доказывать, вплоть до суда, что проверка проведена с нарушениями законодательства.
Владимир ЛОБАНОВ, юрист

Бывает, что нарушения допускают сами ревизоры, а не бухгалтеры учреждения. Например, проверяющие:

Совет

Пересчитайте суммы, которые указаны в акте проверки. Были случаи, когда ревизоры допускали арифметические ошибки (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2016 г. № Ф03-5996/2016 по делу № А51-28094/2015)

  • не предупреждают учреждения о проверке;
  • нарушают сроки проверки;
  • запрашивают лишние документы;
  • отправляют уведомления на домашний адрес сотрудников учреждений.

Далее приведу примеры, как реагируют на нарушения суды: когда они поддерживают учреждения, а когда проверяющих.

Не уведомляют учреждение о предстоящей проверке

Если счетная палата собирается провести в учреждении проверку (плановую или внеплановую), она должна известить об этом его руководителя. Но иногда специалисты высылают уведомление уже вместе с готовым актом проверки финансово-хозяйственной деятельности. В подобных ситуациях суды:

  • приходят к выводу о нарушении срока уведомления о проведении плановой проверки;
  • удовлетворяют требования учреждений об отмене представления, которое вынесла счетная палата.

Например, такие выводы содержат постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа:

Нередко аудиторы органов финансового контроля без уведомления прибывают на проверку в учреждение. Данный факт отмечен в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2015 г. № Ф03-2051/2015 по делу № А24-4634/2014. Причем проверяющие не согласились с выводами судей. Но доводы счетной палаты о том, что нарушение срока уведомления не помешало учреждению подготовить необходимые для проверки документы, суд не принял. А Верховный суд РФ отказал органу финансового контроля в передаче дела для пересмотра в судебную коллегию по экономическим спорам (определение от 26 ноября 2015 г. № 303-КГ15-11543).

Шпаргалка

Уведомление о проверке

Счетная палата должна уведомить учреждение о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Форма уведомления – копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа.

Способы уведомления:

– заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении;
– электронный документ, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу учреждения;
– иные доступные способы.

На заметку

О плановой проверке в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд учреждение должны уведомить не позднее чем за семь рабочих дней до даты проверки (п. 14 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 января 2011 г. № 30)

Контрольно-счетные палаты муниципальных образований проводят внешний муниципальный финансовый контроль, а не государственный контроль в финансово-бюджетной сфере. Поэтому при проверках бюджетных учреждений они должны соблюдать сроки, которые указаны в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (см. шпаргалку). Такие выводы сделаны, например, в решении Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2015 г. по делу № А49-7204/2015, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2015 г. № ФОЗ-2051/2015.

Не укладываются в сроки и план мероприятия

Если ревизоры нарушили сроки проведения проверки и ее предмет, суды могут признать:

  • незаконными действия проверяющих;
  • недействительными пункты представления.

На заметку

Если во время приостановки ревизии учреждение возражает против требования ревизоров представить им документы, суды такое требование не поддержат (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2015 г. № 13АП-27332/2015 по делу № А56-48938/2015)

Например, подобное решение вынесено в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2016 г. № Ф02-4353/2016 по делу № А78-10871/2015. Причина в том, что орган муниципального финансового контроля превысил пределы проверяемого периода и предмета проверки. И хотя проверка затянулась, представление все равно содержало много неточностей, на что суд тоже обратил внимание.

В частности, аудиторы предписали учреждению вернуть в бюджет суммы, но при этом не указали:

  • размер сумм возврата;
  • конкретные фактические данные, материалы и документы проверки.

Верховный суд РФ также отказал счетной палате и не передал дело на пересмотр в судебную коллегию по экономическим спорам (определение от 15 декабря 2016 г. № 302-КГ16-16864). Срок, в который ревизоры должны провести проверку, указан в уведомлении о проведении. А на сколько ее можно продлить при необходимости – в регламенте контрольного органа.

Запрашивают нелегитимные документы и информацию

Иногда ревизоры требуют от бухгалтеров представить информацию в порядке, который не соответствует:

На заметку

Если суд придет к выводу о неопределенности правовой нормы, оспариваемый акт признают недействующим полностью или частично (решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2012 г. по делу № 3-25/12)

Учреждение вправе обратиться в суд, если счетный орган запросил документы или материалы, которые ранее он уж получал. В исковом заявление можно указать:

«Неопределенность содержания законодательного регулирования:

  • допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения;
  • ведет к произволу и, соответственно, к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона».

Зачастую суды признают недействительным требование контрольного органа ознакомить его с первичной документацией подрядчика, которая подтвердит фактическую стоимость:

  • использованных материалов;
  • поставленного оборудования.

В частности, такой вывод сделан в решении Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2013 г. по делу № А60-49812/2012.

Обратиться в суд имеет смысл, если ревизоры направили предписание о том, чтобы учреждение должно предъявить им большой объем документов в короткий срок (например, в течение шести-семи рабочих часов). Суд признает это предписание неисполнимым. Поскольку установленный в нем срок недостаточен для того, чтобы подготовить и представить все запрашиваемые документы. Тем более что это может заблокировать работу учреждения по основной деятельности. К данному заключению пришли арбитры в  постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2012 г. по делу № А82-4747/2012.

Не утверждают стандарты контрольных мероприятий

Совет

Обжалуйте выявленные ревизорами представления и предписания вне зависимости от того, предусмотрены за установленное нарушение штрафы или нет. Ведь множество даже мелких нарушений может стать основанием для будущей проверки

В каждом публично-правовом образовании должны быть утверждены стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ). И некоторые учреждения пытаются оспорить представления и предписания ревизоров, апеллируя к тому, что у счетной палаты нет разработанных и принятых стандартов проверки. Однако суды не считают отсутствие стандартов основанием для признания незаконными:

  • актов проверки;
  • документов, принятых по результатам актов.

Если у контрольно-счетного органа нет стандартов внешнего государственного финансового контроля, это не значит, что оспариваемое представление незаконно. В противном случае было бы невозможным исполнение положений закона, регламентирующего деятельность контрольно-счетных палат (решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2015 г. по делу № А55-2538/2015).  

Марина УТКИНА, руководитель Школы Главбуха госучреждения

Получите диплом!

Адрес: school.budgetnik.ru

Пройдите курсы повышения квалификации или профпереподготовки в Школе Главбуха госучреждения. Для подписчиков действует специальная выгодная цена! Учебные программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер». Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 037521 от 25 мая 2016 г.
Доступ к Школе открыт круглосуточно.