Все статьи номера
Не прочитано
4
Апрель 2017года
Отчетность

Новый раздел плана ФХД

Анна ЧЕРНАВИНА, специалист по бюджетному учету

Мы спросили ваших коллег: как вы заполнили таблицу 3 к плану ФХД на 2017 год? Многие признались, что не заполняли ее или поставили показатели просто на глазок. Ведь обосновать их учредитель не требовал.

Документ

Требования, по которым составляют и ведут план ФХД, утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н

Действительно, из приказа № 81н не понятно, как формировать показатели данной таблицы. Мы разобрались, как это сделать, и предлагаем вам решение этой проблемы. Чтобы исправить неточности в плане, внесите в него изменения (см. схему). Не откладывайте это на потом, ведь ревизоры всегда в первую очередь обращают внимание на ошибки, которые допустило учреждение при планировании.

Схема. Как внести изменения в план ФХД

Как вносить изменения в план ФХД?

1. В старый план вносить изменения нельзя! Требуется другой план.

2. Показатели нового плана должны соответствовать кассовым операциям по выплатам, которые сделало учреждение до внесения изменений.

3. Решение об изменении принимает руководитель учреждения.

Кто должен утверждать новый план ФХД?

1. Кто утверждает новый план ФХД, определяет учредитель. Если руководитель учреждения наделен полномочиями утверждать план самостоятельно, то изменения согласовывают с учредителем.

2. Для автономного учреждения требуется заключение наблюдательного совета.

Какие деньги поступают на время

Чтобы правильно составить таблицу 3, надо знать, что такое средства во временном распоряжении. Есть несколько ситуаций. Например:

  • участник закупки перечисляет средства на лицевой счет учреждения в качестве обеспечения контракта или заявки;
  • пансионату оставляют средства на содержание родственников-пациентов;
  • больной попадает в реанимацию, а при нем находился кошелек с деньгами.

Непременное условие для всех этих случаев – деньги нужно вернуть владельцу. Ведь они поступили в учреждение только на какое-то время.

Сколько денег запланировать на обеспечение

Как рассчитать, сколько денег по КФО 3 поступит в учреждение? По средствам от пациентов и родственников планирование невозможно. Поэтому единственный выход – указать суммы по прошлому году.

А чтобы определить сумму по закупкам, понадобится план-график. По его позициям нужно рассчитать суммы обеспечения заявок и контрактов в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). При этом следует учесть такие моменты.

Если заказчик проводит конкурс или аукцион, он обязан установить обеспечение заявки. Все участники, которые подают заявки, должны внести указанную в извещении сумму на счет заказчика.

Если же учреждение проводит запрос предложений или запрос котировок, оно вправе, но не обязано предусматривать обеспечение заявки.

Установить обеспечение контракта в большинстве случаев это обязанность заказчика. Исключение составляют ситуации, когда заказчик проводит запрос котировок или предложений (только по основаниям из подп. 237910 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), а также при закупках у единственного поставщика.

Размер обеспечения контракта значительно больше обеспечения заявки (см. важные цифры). Это связано с тем, что вред от ненадлежащего исполнения контракта в разы превышает вред, причиненный уклонением от его подписания. 

Важные цифры

5
процентов –
такой процент от НМЦК запланируйте на обеспечение заявки
30
процентов –
такой процент от НМЦК запланируйте на обеспечение исполнения контракта (но не менее размера аванса)

Как заполнить таблицу по временным средствам

В таблицу 3 надо внести данные по остатку средств на начало года (строка 010), остатку средств на конец года (строка 020), поступлениям (строка 030) и выбытиям (строка 040).

Причем чиновники предлагают два варианта, как сформировать данные.

1. Заполнить таблицу на этапе планирования (если этого требует учредитель) по данным плана-графика в разрезе показателей. Для этого придется проанализировать все закупки, которые будет проводить учреждение с помощью аукционов и конкурсов. В дальнейшем в таблицу надо внести изменения по факту.

2. Указать фактические остатки по КФО 3 при внесении изменений в план после завершения финансового года.



Татьяна КОЛЕГАЕВА,
государственный советник РФ 2-го класса

Мнение чиновника
Таблицу 3 формируют, если учредитель хочет отражать операции со средствами по КФО 3 в разрезе содержащихся в ней плановых показателей. Если принято решение заполнять эту таблицу, то на этапе планирования учреждение может указать намеченные к поступлению и выбытию суммы, а позднее уточнить данные согласно факту. В этом случае строку 030 графы 3 таблицы 4 не заполняют (см. образец 1).

Образец 1. Таблица 4 плана ФХД

Как рассчитать и указать данные в таблице 3 на этапе планирования, рассмотрим на примере.

Пример. В конце 2016 года учреждение провело аукцион и заключило контракт на установку дверей на сумму 200 000 руб.

Он перечислил в 2016 году обеспечение контракта – 35 000 руб. Средства в конце 2016 года остались на счете учреждения. Исполнитель выполнил работы в 2017 году. В графе 3 строки 010 таблицы 3 к плану ФХД бухгалтер отразил эту сумму. Чтобы рассчитать остаток средств на конец года, он открыл план-график на 2017 год (см. образец 2) и выяснил, что учреждение проведет в ноябре и декабре 2017 года две закупки. Для них бухгалтер рассчитал обеспечение контракта.

1. Текущий ремонт зданий и помещений

Способ определения поставщика – аукцион. Планируемый бюджет закупки – 548 000 руб. Размер аванса – 100 000 руб. Рассчитанный размер обеспечения исполнения контракта с учетом аванса составляет 17,5  процента от НМЦК, или 95 900 руб. (ч. 1–3, 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

2. Поставка бензина

Способ определения поставщика – электронный аукцион. Планируемый бюджет закупки – 1 500 000 руб. Размер аванса – 0 руб.

Рассчитанный размер обеспечения исполнения контракта (с учетом, что нет аванса) составляет 17,5 процента от НМЦК, или 262 500 руб. (ч. 1–3, 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). На конец года планируемый остаток по КФО 3 составит 358 400 руб. (262 500 + 95 900). Его бухгалтер отразил в строке 020 таблицы 3. Далее он проанализировал все закупки, которые учреждение будет проводить в 2017 году.

Чтобы рассчитать сумму обеспечений заявок, он взял среднее количество участников – 3. Данные бухгалтер свел в таблицу:

Итого в обеспечение заявок и контрактов в 2017 году поступит 596 655 руб. Бухгалтер внес эту сумму в строку 030 таблицы 3 в разрезе показателей. Строку 040 по выбытиям он заполнил с учетом того, что сумма обеспечения контракта по двум закупкам останется на начало 2018 года еще на счете учреждения. То есть возврат будет на сумму 238 255 руб. (596 655 – 358 400).

Как бухгалтер заполнил таблицу, показано в образце 3.



Лариса КОРОЛЕВА,
начальник планово-финансового управления

Комментарий практика
Расчет по объему поступлений и выбытий средств, находящихся во временном распоряжении, текущего года (последующих плановых периодов) учреждение делает самостоятельно в соответствии с положением о планировании (бюджетировании). За основу расчета берут планируемое расходование средств из всех источников финансового обеспечения по тем расходам, которые предусматривают проведение конкурсных процедур. Данные показатели входят в объем выплат по расходам в разрезе КФО. Это графы 5, 6 и 9 раздела III плана ФХД. Их также отражают в разделе IV плана ФХД.

Образец 2. Фрагмент плана-графика закупок на 2017 год 

Образец 3. Таблица 3 плана ФХД