Все статьи номера
Не прочитано
7
Июль 2017года
Доходы и расходы

Платные услуги по ксерокопированию: калькуляция, оформление, учет

Что прописать в уставе и положении


На заметку

Любую деятельность учреждения нужно закрепить в уставе (ст. 49 ГК РФ)

В устав лучше внести максимально возможный перечень услуг, которыми в дальнейшем учреждение намерено заниматься. Формулировки должны быть конкретными. Не указывайте после основных видов деятельности общие положения: «Учреждение имеет право вести иные виды деятельности в качестве приносящей доход деятельности». Такая формулировка слишком расплывчатая, поэтому не позволяет на законной основе внедрить новые платные услуги и дает повод придраться контролерам.

Если хотите оказывать услуги по ксерокопированию, в разделе устава «Предмет, цели и виды деятельности» укажите:


Выполнение копировальных и множительных работ, оказание копировально-множительных услуг, услуг по тиражированию учебных, учебно-методических, информационно-аналитических и других материалов.

Доходы, которые получите от платной услуги, направляйте на покрытие затрат: на покупку и ремонт ксероксов, картриджей, а также на поощрение сотрудников, оказывающих эту услугу. Все цели, на которые можно потратить деньги, зафиксируйте в положении о платных услугах. В нем же пропишите конкретный перечень услуг и цену. Например, так:


На заметку

Ежедневно сдавайте в кассу учреждения деньги, которые получили от платных услуг. Оформите реестр и приложите к нему копии квитанций

  • ксерокопирование текста (формат А4) – 7 руб.;
  • ксерокопирование иллюстраций (формат А4) в черно-белом варианте – 7 руб.;
  • ксерокопирование иллюстраций (формат А4) в цветном варианте – 15 руб.;
  • сканирование (формат А4) с выводом на печать без редактирования в черно-белом варианте – 10 руб.;
  • сканирование (формат А4) с выводом на печать без редактирования в цветном варианте – 17 руб.

Как оформить платную услугу по ксерокопированию

Письменный договор между посетителем и учреждением не оформляйте, если иное не предусмотрено положением об оказании платных услуг, поскольку это разовое выполнение и занимает немного времени. Можно не составлять и акт об оказании услуг, так как сделка устная.

Когда принимаете плату, выдайте либо кассовый чек, либо квитанцию по форме 0504510 (письмо Минфина России от 20 января 2016 г. № 03-11-06/2/1651).

Как правильно рассчитать стоимость

Каким способом будете калькулировать себестоимость услуги и распределять накладные расходы, выберите самостоятельно, если этого не сделал учредитель (п. 134 Инструкции № 157н). Напомним: распределять расходы можно пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, объему выручки или другому показателю. Учет затрат на оказание услуг ведите по статьям расходов, которые включаете в себестоимость единицы услуги. Рассмотрим на примере. 























На заметку

Коэффициент накладных расходов рассчитайте как соотношение итоговой суммы общехозяйственных (накладных) расходов и суммы заработной платы основного персонала. Данные о таких суммах возьмите из плана ФХД

Пример 1. Бухгалтер рассчитал стоимость услуг по ксерокопированию документов из библиотечного фонда с учетом норматива рабочего времени библиотекаря и прямых расходов на используемые материалы.

1. Сначала он составил расчет стоимости прямых затрат при ксерокопировании и распечатке материалов на принтере.

– картридж лазерный оригинальный черный стоит 2390 руб.;

– расход картриджа составляет 6000 листов текста формата А4. Себестоимость распечатки 1 листа – 40 коп. (2390 руб. : 6000 шт.);

– стоимость пачки бумаги формата А4 (500 листов) – 240 руб.;

– стоимость 1 листа бумаги – 48 коп. (240 руб. : 500 шт.).

2. Далее бухгалтер определил стоимость платной услуги за 1 минуту времени библиотекаря:

– средняя зарплата библиотекаря в месяц – 20 000 руб.;

– количество человеко-часов на 1 библиотекаря в год – 2000 чел.-ч;

– количество человеко-часов на 1 библиотекаря в месяц – 166,67 чел.-ч;

– количество минут рабочего времени на 1 библиотекаря в месяц – 10 000 мин. (166,67 чел.-ч × 60 мин.);

– стоимость 1 минуты рабочего времени библиотекаря – 2 руб. (20 000 руб. : 10 000 мин.);

– стоимость 1 минуты рабочего времени библиотекаря с учетом сумм отчислений с зарплаты – 2,60 руб. ((2 руб. × 30,2 %) + 2 руб.);

– коэффициент накладных расходов – 0,2. То есть величина накладных расходов на единицу услуги.

Коэффициент применяется к исчисленной сумме расходов на оплату труда – 0,52 руб. (2,60 руб. × 0,2).

3. Затем бухгалтер определил время, затраченное на оказание услуги. По выписке из протокола хронометража затраченного рабочего времени на платные услуги в расчете стоимости услуг он учел показатели:

– ксерокопирование текста (формат А4, односторонний) – 1 минута;

– сканирование 1 листа текста – 2 минуты;

– распечатка 1 листа на стандартной бумаге – 1 минута.

4. Общую сумму затрат, включаемых в себестоимость услуги по копированию и распечатке 1 листа (формата А4) на стандартной бумаге, бухгалтер определил так:

– стоимость материала (картриджа, бумаги) – 0,88 руб. (0,4 + 0,48);

– оплата рабочего времени библиотекаря, затраченного на оказание услуги, – 5,20 руб. (2,60 руб. × 2 мин.);

– стоимость накладных расходов – 1,04 руб. (5,20 руб. × 0,2).

Общая сумма затрат, включаемых в себестоимость услуги, составила 7,12 руб. (0,88 + 5,2 + 1,04).


Совет

Скачайте образец методики расчета стоимости услуги по ксерокопированию

Утвердите методику расчета платных услуг. В ней распишите инструкцию и образец расчета стоимости услуги для того, чтобы сотрудники и потребители понимали, как вы составили стоимость услуги.

Прямые расходы (Рпр) определите по формуле:

РПР = ФОТОСН + НОСН + МЗ + САМ,

где ФОТОСН – расходы на оплату труда сотрудника в месяц; НОСН – начисления на оплату труда в месяц; МЗ – затраты; САМ – амортизационные отчисления в месяц.

Рассмотрим расчет на примере.

Пример 2. Бухгалтер учреждения рассчитал цену на ксерокопирование 1 листа (формат А4) с учетом амортизации оборудования.

Расходы на оплату труда сотрудника в месяц равны 8436 руб.

Начисления на оплату труда в месяц – 2547,7 руб. (8436 руб. × 30,2%).

Затраты рассчитаны из расходов на картриджи и бумагу.

Производительность картриджа стоимостью 1120 руб. – 11 000 ксерокопий при цене пачки бумаги в 500 листов 150 руб.

Затраты на 1 лист составят 0,4 руб. (150 руб. : 500 шт. + 1120 руб. / 11 000 шт.).

Амортизационные отчисления за месяц бухгалтер определил исходя из балансовой стоимости ксерокса (40 900 руб.) и срока его службы (3 года):

40 900 руб. : (3 г. × 12 мес.) = 1136 руб.

Итого прямые расходы (Рпр) при изготовлении 5000 ксерокопий в месяц составили:

(8436 руб. + 2547,7 руб. + 1136 руб.) : 5000 шт. + 0,4 руб. = 2,4 руб.

Косвенные расходы составляют 4 руб. Себестоимость 1 листа ксерокопии – 6,4 руб. (2,4 + 4).

Цена 1 листа ксерокопии с учетом 10-процентной прибыли составила:

6,4 руб. + 10% = 7 руб.

Как вести учет


На заметку

Доходы от услуг по ксерокопированию включите в налогооблагаемую базу налога на прибыль как доходы от реализации (подп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). Применяйте ставку 20 процентов

Доходы от оказания платных услуг по ксерокопированию документов отразите по статье 130 КОСГУ «Доходы от оказания платных услуг (работ)». В учете сделайте проводки:

ДЕБЕТ 2 205 31 560 
КРЕДИТ 4 401 10 130
– начислены доходы от оказания платных услуг по ксерокопированию;
ДЕБЕТ 2 201 34 510
КРЕДИТ 2 205 310 660
– оплачены услуги в кассу учреждения. Увеличение забалансового счета 17 (статья 130 КОСГУ).

Если для расчетов вы применяете pos-терминалы, счет 201 34 «Касса» не используйте. Он предназначен только для учета движения наличных денег (п. 166 Инструкции № 157н). А обязательное условие договора эквайринга – выплата банку вознаграждения за оказание услуг по переводу средств. Выплачивать вознаграждение банку можно двумя способами:

  • банк-эквайрер удерживает вознаграждение из дохода учреждения, полученного через pos-терминал;
  • учреждение оплачивает услуги банка отдельно.

Поступление денег через pos-терминал и начисление вознаграждения за услуги банка в учете отразите так:

ДЕБЕТ 2 201 23 510
КРЕДИТ 2 205 31 660
– поступила оплата через pos-терминал за оказанные услуги. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 130);


На заметку

Все банковские услуги, в том числе оказанные по договору эквайринга, не облагаются НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Исключение – услуги инкассации

ДЕБЕТ 2 205 31 560
КРЕДИТ 2 401 10 130
– начислен доход от оказания услуг;
ДЕБЕТ 2 109 90 226
КРЕДИТ 2 302 26 730
– начислено вознаграждение банку по договору эквайринга (комиссия).

Далее корреспонденция счетов зависит от выбранного варианта расчета с банком.

Вариант 1: по условиям договора эквайринга банк самостоятельно удерживает сумму вознаграждения из полученных денежных средств:

ДЕБЕТ 2 210 05 560
КРЕДИТ 2 201 23 610
– удержана банком сумма комиссии (без движения денежных средств). Одновременно отражено увеличение забалансового счета18  (код аналитики 610);
ДЕБЕТ 2 302 26 830
КРЕДИТ 2 210 05 660
– зачтено обязательство учреждения выплатить банку вознаграждение в счет удержанной комиссии;
ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 201 23 610
– поступили на лицевой счет доходы от граждан за минусом удержанной комиссии. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510), забалансового счета18 (код аналитики 610).

Вариант 2: по условиям договора эквайринга учреждение перечисляет банку вознаграждение отдельным платежом:

ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 201 23 610
– поступили на лицевой счет средства от оплаты оказанных услуг  в полном объеме. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510), увеличение забалансового счета18  (код аналитики 610);
ДЕБЕТ 2 302 26 830
КРЕДИТ 2 201 11 610
– перечислено вознаграждение банку за оказанные услуги. Одновременно отражено увеличение забалансового счета18 (КВР 244, подстатья 226 КОСГУ).