Все статьи номера
Не прочитано
10
Октябрь 2017года
Доходы и расходы

Субсидия на госзадание: какие действия предпринять, чтобы не возвращать ее в бюджет

Ольга ФУЦАЙ, шеф-редактор журнала «Учет в учреждении»

Теперь руководителя могут оштрафовать, если учреждение не выполнит государственное (муниципальное) задание. Бухгалтеру в таком случае тоже не избежать проблем, ведь придется возвращать остаток субсидии в бюджет и отражать это в учете. А если остатка нет, то изыскивать средства из других источников. Редакция подготовила расчетчик, который поможет оценить вам ситуацию. Еще в статье – опыт и советы практиков, которые сумели вовремя принять меры.

Сколько денег придется вернуть в бюджет

1
января 2018 года –

если на эту дату фактический остаток средств по КФО 4 на лицевом счете и в кассе будет меньше суммы задолженности перед бюджетом, придется привлечь собственные средства по КФО 2 

Должностных лиц за невыполненное госзадания привлекут к административной ответственности. Такие правила вступили в силу 18 июня 2017 года. Им будут выдавать предупреждение или выписывать штраф в размере от 100 до 1 тыс. руб. А за повторное нарушение размер санкции увеличится до 30 тыс. руб. Кроме того, по результатам проверки учреждению, которое не выполнило качественные и количественные показатели, придется вернуть деньги в бюджет. Причем именно ту сумму, которая соответствует недостигнутым показателям задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Главное в статье СкрытьПо нашему расчетчику вы сможете определить сумму, которую придется вернуть в бюджет, если не выполнены объемные показатели.

Введите объем каждой услуги, который установлен у вас в госзадании, и фактический объем по предварительному отчету

Какие меры можно принять, пока есть время

Какие есть способы достичь количественные и качественные показатели, которые установлены в государственном (муниципальном) задании? Решений может быть два: либо предпринять необходимые усилия и оказать услуги нужному числу потребителей, либо заранее внести изменения в госзадание, чтобы уменьшить его до достижимых показателей. Главное в статье Скрыть

 

Комментарии чиновников как поступить, если по предварительному отчету вы не выполняете госзадание

Татьяна СААКЯН, директор департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России:

Субсидию федеральному учреждению перечисляют по графику, который утверждают в соглашении о финобеспечении. Последняя часть субсидии в IV квартале должна поступить на счет учреждения в срок, установленный в госзадании, после того как учредитель получит предварительный отчет об исполнении госзадания. Если показатели объема в предварительном отчете меньше показателей в госзадании, то задание уточняют. Последний платеж вам в этом случае перечислят в меньшем размере – в сумме, которая соответствует объему показателей по предварительному отчету.

Татьяна КОЛЕГАЕВА,  государственный советник РФ 2-го класса:

Если показатели объема оказания государственных услуг, которые вы отразили в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых отклонений), то задание нужно уточнить по показателям предварительного отчета (п. 46 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640). В Положении № 640 не определено, какие именно показатели выполнения государственного задания по объему необходимо указывать учреждению в предварительном отчете: запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года или фактические на отчетную дату. В настоящее время Минфин разработал и внес в Правительство РФ проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640», в котором уточняется норма, регулирующая порядок заполнения предварительного отчета о выполнении государственного задания.

Если учреждение решило все-таки добрать количественные показатели, нужно делать это законными способами, чтобы избежать негативных последствий.

 

Комментарий эксперта о том, какими методами пользоваться опасно

Елена КРАВЧЕНКО, методолог компании «БАРС»:

Один из колледжей не выполнил план по приему абитуриентов. Тогда директор обратился к одному из руководителей предприятия, которое является для учебного заведения производственной базой, с просьбой помочь собрать недостающие заявления на обучение. Руководитель предприятия заставил своих рабочих написать заявления, благодаря чему группу сформировать удалось. Учреждение выполнило план приема и достигло объемных показателей государственного задания. Но кончилось все плохо. В учреждение пришла проверка и выяснила, что почти все студенты группы уже имели документы о среднем профессиональном образовании. И следовательно, еще раз получать образование этого уровня бесплатно они не имели права. Отчет о выполнении государственного задания пересмотрели, директор получил выговор. Остаток субсидии пришлось вернуть.

Еще один способ набрать необходимое число первокурсников – перевести абитуриентов со специальностей с конкурсом, где они заведомо не поступят, на то направление подготовки, где заявлений практически нет. Если абитуриент не писал заявление о поступлении на другое направление подготовки, тогда его оформляют задним числом, объясняя это техническими сбоями и ошибками операторов при обработке документов. Отмечу, что подобные меры учреждения применяют только по тем направлениям подготовки, где явный недобор, поскольку их и проверяют меньше, и возмущаться некому.

Сложно осознать в IV квартале, что ваше учреждение не выполнит госзадание к концу года. Какие же меры предпринимают ваши коллеги при этом?

 

Комментарий практика о том, какие меры принимает ВУЗ, чтобы выполнить госзадание

Экономист вуза поделился опытом на условиях анонимности:

У нас бывают случаи, когда мы понимаем, что можем не выполнить госзадание. Это связано с тем, что у нас специфические направления подготовки. Если не выполняем госзадание по студентам старших курсов, то начинаем переводить платных студентов аналогичной специальности на бюджет. К переводу допускаем только тех, кто сдает сессии на «хорошо» и «отлично». Но иногда учащихся с такими результатами не найти или на аналогичной специальности нет платных студентов. Тогда мы пытаемся переманивать студентов из других вузов. Главное – набрать 90 процентов от госзадания, так как 10 процентов – коэффициент, на который учредитель разрешает нам не выполнить госзадание. Но пока ниже 97 процентов мы не опускались.

Если из чужих вузов мы тоже не набираем, предлагаем перевод студентам, которые учатся на платной основе на других специальностях. Но это не всегда возможно из-за различий в учебных планах. Даже если очень хочется, нельзя перевести студента со специальности, которая связана с экономикой, на специальность по программированию. Можно перевести студента с понижением курса. Но он тоже должен учиться без троек.

Бывает, что вузы не добирают на 1 курс. Это становится ясно во время приемной кампании. Если такая ситуация происходит у нас, каждый сотрудник рекламирует вуз по своим знакомым и родственникам. Так мы находим недостающих учащихся на бюджет. В основном у нас целевики. Это выгодно всем: и молодым людям, потому что они сразу трудоустроены, и нам, потому что контрольные цифры приема закрыты. Реальная проблема – магистратура. Целевики уезжают в свой город работать на предприятие, а другие вузы редко обучают студентов по таким специальностям, как у нас.

 

Комментарий практика как учреждения культуры выполняют показатели госзадания

Сергей АВДОНИН, директор ГБУК г. Москвы «Государственный музей керамики и “Усадьба Кусково XVIII века”»:

Государственное задание мы обычно перевыполняем практически по всем показателям на 1–3 процента. Допустим, по посещаемости у нас в госзадании стоит цифра 423 тыс. человек, а по факту за прошлый год вышло 530 тыс. Для этого стараемся повышать посещаемость – организуем с этой целью новые выставки. Люди, даже которые у нас неоднократно были, на новую выставку с удовольствием придут.

Но есть и показатели, которые мы никак не можем превысить. Взять хотя бы показатель «содержание территории». У нас как было 26,6 га, так мы, соответственно, их и содержим. Что касается качественной составляющей, то по показателю «содержание территории» это отсутствие замечаний контролирующих органов и обоснованных жалоб посетителей. Контролирующие органы не такие лояльные, как кажется, и цепляются за все подряд. Но у нас с этим все нормально. Жалобы от посетителей на порталах «Наш город» и «Активный гражданин» есть, но, как правило, в наш адрес поступают жалобы на территории, которые находятся вокруг нас. Когда люди пишут жалобу на «Усадьбу Кусково», она автоматом попадает к нам. Хотя территория не наша, а лесников. И тут нужно применять административные хитрости. Надо успеть в течение суток переадресовать проблему контрактному балансодержателю территорий. Если не успел, то тогда проблема становится нашей, на письмо придется отвечать, даже если мы тут совершенно ни при чем. Потом ходим за этим балансодержателем, просим его устранить проблему, берем у него фотографии и позиционируем уже как свою проблему. А этого делать совсем не хочется. Так что приходится за этим постоянно следить.

За все время своего руководства я никогда не рисковал и не обманывал учредителя какими-то завышенными цифрами по госзаданию. Если перевыполняем план, дополнительной премии или повышающего коэффициента к зарплате я не получаю. Во-первых, моя зарплата ограниченна: она не может превышать среднюю зарплату основного персонала больше чем в три раза. Во-вторых, моя квартальная премия – максимально 150 процентов от оклада. Даже если я перевыполню план на 200 процентов, все равно получу 150 процентов от оклада. А вот если не выполню, то соответственно получу меньше.

 

Комментарии практиков о том, как показатели влияют на размер субсидии

Наталья МИНАЕВА, заместитель директора по финансово-экономической деятельности – главный бухгалтер ГАУК г. Москвы «Парк культуры и отдыха “Сокольники”»:

Нам в госзадании устанавливают количественные показатели. Например, проведение культурно-массовых мероприятий – 1210 единиц в год, организация досуговой деятельности населения – 59 единиц клубных формирований с численностью участников 1187 человек, количество посетителей парка – 5388 тыс. человек в год. Такие показатели нужно стараться выполнять. Но, даже если перевыполним, это не повлечет за собой увеличение субсидии. Уменьшение или увеличение субсидии на выполнение государственного задания может зависеть только от изменения, например, площади парка (передали часть территории или приняли), сокращения или увеличения штата сотрудников (последнее не приветствуется), отнесения площади озеленения к другой категории.

Николай УШАЦКИЙ, начальник финансово-экономического управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета

СПбГЭУ появился в результате объединения двух вузов: ФИНЭК и ИНЖЭКОН. Затем присоединился ГУСЭ. Сразу после объединения возникло много проблем. Были моменты, когда мы не выполняли госзадание. К нам неохотно шли на бюджетные места на специальность «Артист», которая попала к нам из бывшего университета. Поэтому бюджетные места оставалось незаполненным. Абитуриент не понимает, как можно пойти учиться на творческую специальность в университет с экономическим уклоном. Или у нас было одно бюджетное место в аспирантуре по специальности «Парикмахерское искусство».

Сейчас у нас те специальности, которые мы заявляем, можем набрать и набираем. Мы нормализовали процесс, для чего ежегодно проводим анализ и отслеживаем взаимосвязь между тем, сколько был набор в прошлом году, два года назад и т. д. Когда мы подаем контрольные цифры приема на утверждение в министерство, то исходим из того, что понимаем, какие специальности будем набирать. Соответственно, министерство нам подтверждает или нет цифры приема.

Госзадание мы не перевыполняем – его невозможно перевыполнить. У нас по госзаданию определенное количество человек, которых мы должны выучить. Как можно на 100 мест набрать 110 человек? Учредитель нас финансирует на 100 мест.

Если освобождается бюджетное место из-за того, что отчислили студента, в соответствии с внутренним регламентом мы переводим хорошистов и отличников с платного обучения на бесплатное. У нас нет такого, чтобы не было хорошистов и отличников. У нас даже по контрактникам средний бал больше, чем у некоторых вузов по бюджетникам. Потому что мы стремимся быть топовым вузом.

Александр КУЛЯБИН, директор театра «Красный факел»:

Мы ежегодно перевыполняем госзадание по всем показателям. Основные из них три: количество сыгранных спектаклей, число обслуженных зрителей, количество новых постановок. К сожалению, перевыполнение плана никак не влияет на последующее финансирование. В отчетности мы всегда отражаем реальные данные, я не вижу причин скрывать их. Наоборот,  открытость дает мне возможность встречных предложений. Например, театр «Красный факел» находится в авангарде по соотношению собственных средств от продажи билетов и государственного субсидирования: 48 и 52 процента соответственно. Среднестатистическое соотношение этих показателей по российским театрам – 30 и 70 процентов. Я обратился в Министерство культуры Новосибирской области с предложением пересмотреть порядок вознаграждения за работу. Сейчас в театрах Москвы вводят новую систему, и я с ней согласен: на каждый заработанный рубль государство обязуется выделять два. Иначе говоря, если я заработал в прошлом году 66 млн руб., то дотация могла бы составить 132 млн, а сейчас государство нам выделяет только 69 млн руб. У нашего законодательства нет стимулирующего характера, это не помогает учреждениям культуры и препятствует экономическому развитию.