Все статьи номера
Не прочитано
5
Май 2018года
Контроль

За какие действия бухгалтера ответственность не установлена

Эмма ДИВАЕВА, эксперт журнала «Учет в учреждении»


На заметку

Федеральное казначейство 19 декабря 2017 года утвердило классификатор нарушений, которые найдены в ходе контроля в финансово-бюджетной сфере

В классификаторе обозначены виды нарушений с пометкой «ответственность не установлена». Чиновники решили не назначать ответственность по таким направлениям деятельности, как:

  • имущество;
  • субсидия на госзадание, целевые субсидии и гранты;
  • оплата труда, учет и отчетность;
  • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • госуслуги и работы, платные услуги.

Рассмотрим самые распространенные нарушения. И расскажем, последует ли все-таки наказание за искаженные данные.

Имущество

При проверке имущества чиновники выделили три вида нарушений, за которые не предусмотрена ответственность:

  • нарушение порядка отнесения имущества к особо ценному;
  • нарушение порядка совершения крупной сделки;
  • нарушение порядка распоряжения особо ценным движимым имуществом бюджетного учреждения, влияющее на бюджетные правоотношения.

Об этом — статьи 78.2, 264.1 БК, статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, статья 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, а также правовые акты федеральных государственных органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, высших исполнительных органов госвласти субъекта РФ.

Действительно, казначеи не оштрафуют учреждение, например, за нарушение порядка согласования крупной сделки. Однако эта ошибка является одной из самых «дорогих». За нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом штраф может выписать Росимущество. Для должностных лиц санкция составит от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки. А для учреждения — от 10 до 20 процентов (ст. 7.35 КоАП).

Поэтому, если учреждение планирует сделку с деньгами или имуществом, первое, что нужно сделать, — это определить, не является ли она крупной.

Целевые субсидии, гранты, субсидия на госзадание


На заметку

Если на лицевом счете для целевых субсидий нет денег, верните нецелевку в бюджет из средств от платной деятельности (письмо Минфина от 15.12.2017 № 02-07-10/84803)

Иногда учреждения пренебрегают целями, на которые учредитель или другой орган власти выделил им средства. Тому есть разные причины. К примеру, не хватает средств на выполнение текущих задач или возникает непредвиденная аварийная ситуация. Денег на них брать неоткуда. Поэтому учреждения временно используют целевку с мыслью «потом вернем». Они считают, что их не накажут. Тем более что казначеи не предусмотрели ответственность в классификаторе, если учреждение не достигло показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии. Об этом — статья 78.1 БК, постановление Правительства от 26.06.2015 № 640, соглашение о предоставлении субсидии, правовые акты, устанавливающие порядок предоставления средств. Однако это ошибочное мнение.


На заметку

Субсидию на госзадание придется вернуть в бюджет, если учреждение не выполнило госзадание за отчетный год (п. 2 ч. 5 ст. 69.2 БК, ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, письмо Минфина от 14.09.2017 № 02-07-10/59464)

Нарушение требований законодательства в отношении целевой субсидии или грантов плохо отразится на репутации учреждения и его руководителя перед тем органом государственной (муниципальной) власти, который их выделил.

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения могут участвовать в конкурсах, связанных с предоставлением таких средств, только с согласия учредителя (п. 4 письма Минфина от 30.08.2013 № 02-13-09/35843). Поэтому учреждение рискует тем, что в следующий раз ему откажет либо орган государственной (муниципальной) власти, который выделяет деньги, либо учредитель. Рассмотрим пример.

Пример. Государственное образовательное учреждение допустило нецелевое использование бюджетных средств в размере 454 600 руб.

Школе по государственной программе «Доступная среда» выделили целевую субсидию. Ее нужно было направить на создание условий для инклюзивного обучения детей-инвалидов. В частности, на устройство пандусов, расширение дверных проемов, замену напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установку перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки и т. д.

В классе, где обучались дети-инвалиды, было сыро и холодно, поэтому школа провела за счет средств субсидии ремонт: заменила окна, укрепила стены. Решение суда: учреждение признали виновным и оштрафовали на 20 000 руб.

Отметим, что подобных дел в судебной практике довольно много. Например, решение Дубовского районного суда от 24.04.2017 по делу № 12–31/2017.

Прежде чем санкционировать оплату, проверьте, на те ли цели направляете деньги. Конкретные цели, размер, сроки предоставления субсидии, право на проверку и порядок возврата учреждением денег в случае их нецелевого использования фиксируют в соглашениях о предоставлении субсидии на иные цели. То есть целевое расходование денег проверяйте по соглашениям. А источником информации будут первичные учетные документы.

Оплата труда

Казначеи не будут штрафовать, если учреждение нарушило порядок и условия оплаты труда сотрудников учреждения. Однако за такое нарушение вас оштрафует ГИТ. К примеру, учреждение задержало выплату отпускных. ГИТ оштрафует руководителя на сумму от 10 000 до 20 000 руб., а учреждение — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение руководителю грозит штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация сроком от одного года до трех лет. А учреждение заплатит штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Таковы требования частей 6 и 7 статьи 5.27 КоАП.


На заметку

Если сотруднику не выплатили отпускные вовремя, он может потребовать перенести ежегодный отпуск на другое время (ч. 2 ст. 124 ТК, п. 2 определения Конституционного суда от 23.06.2005 № 230-О)

Кроме того, для должностных лиц предусмотрена уголовная (ст. 145.1 УК), дисциплинарная ответственность (ст. 192 ТК), а также материальная ответственность в виде компенсации за задержку отпускных (ст. 236 ТК). Эту компенсацию вы обязаны выплатить сотрудникам, даже если задержка произошла по независящим от работодателя причинам. Сумму компенсации за задержку выплаты отпускных отразите в расчетных листках (ст. 136 ТК).

План ФХД

Самый большой набор нарушений, за которые классификатором не установлена ответственность перед казначейством, связан с порядком ведения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Так, не предусмотрена ответственность, если учреждение не соблюдало требований:

  • к срокам составления и утверждения плана ФХД;
  • составу и содержанию плана ФХД;
  • детализации показателей плана ФХД;
  • порядку внесения изменений в план ФХД;
  • достижению показателей, установленных планом ФХД;
  • форме отчета об исполнении учреждением плана ФХД;
  • содержанию и достоверности отчета об исполнении учреждением плана ФХД.

Об этом — статья 78.1 БК, Инструкция № 33н, подпункт 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Минфина от 28.07.2010 № 81н, соглашение о выполнении государственного задания.

Требования к составлению, утверждению, составу и содержанию плана ФХД прописывает учредитель в соглашениях о предоставлении субсидии. Поэтому, если нарушили требования учредителя, придется объясняться с ним.

Платные услуги

Формулировки положений в документах, которые регулируют предоставление платных услуг, могут стать предметом разбирательства с потребителем услуги, учредителем или другим контролирующим или надзорным органом. Но казначеи не установили меру ответственности за нарушения в области платных услуг.

Самая распространенная ошибка — учреждение забыло указать в уставе цели платных услуг, которые очерчивают его правоспособность (ст. 49 ГК). Если деятельность не соответствует целям деятельности, то она выходит за пределы правоспособности учреждения. Возможные последствия — сделку признают недействительной, а руководителя могут даже уволить.

Некоторые формулировки в уставе не разрешают учреждению заниматься ни одним видом деятельности, поскольку не конкретизируют вид. Например, «учреждение имеет право вести иные виды деятельности в качестве приносящей доход». Чтобы не нарваться на последствия, исправьте формулировку. Укажите конкретные виды разрешенной приносящей доход деятельности прямым перечислением.

Казначеи предусмотрели возможность для учреждений проверить свою деятельность самостоятельно. Ведь классификатор собрал весь опыт работы казначейства в одном документе. Об этом рассказывает государственный советник.

 

Классификатор позволяет проводить оценку рисков самостоятельно

Алексей КОКАРЕВ, государственный советник 2-го класса

Классификатор объединяет практику Федерального казначейства и устанавливает единые подходы к описанию нарушений. Он содержит информацию по всем направлениям деятельности объектов контроля, начиная с использования средств соответствующих бюджетов, соблюдения условий договоров и заканчивая использованием Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и региональными операторами средств, направленных на проведение капитального ремонта. Это означает, что классификатор — наиболее актуальная информация обо всех направлениях деятельности, в отношении которых Федеральным казначейством осуществляется контроль и выявляются нарушения законодательства. Кроме того, классификатор позволяет учреждениям самостоятельно проводить оценку бюджетных рисков в рамках внутреннего контроля и аудита.

Главное в статье СкрытьВоспользуйтесь нашим сервисом – узнайте какое наказание может быть, если в классификаторе ответственность не предусмотрена.