Все статьи номера
Не прочитано
8
Август 2018года
Контроль

Что решает комиссия учреждения, а не бухгалтер единолично

Дмитрий ЖУКОВСКИЙ, преподаватель учебного центра «Бизнес ИТ»

Какие полномочия есть у комиссии по активам


Документ

Стандарт «Основные средства» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н

Из всех федеральных стандартов учета, которые чиновники уже ввели в действие, комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов упоминается только в стандарте «Основные средства». Причем один из вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, перекочевал в стандарт из пункта 44 Инструкции № 157н, а второй касается ситуации, которая в практике встречается редко. Также два вопроса включены в компетенцию комиссии по активам Методическими указаниями (письмо Минфина от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). Но письма не являются нормативно-правовыми актами. Все остальные вопросы, отнесенные к компетенции комиссии по активам, приведены в Инструкции № 157н. Таким образом, стандарты к функциям комиссии по активам практически не добавили ничего нового, по крайней мере в форме прямых указаний.

Вопросы, которые должна решать комиссия по активам, смотрите в таблице 1 на стр. 33. В графе «Квалификация и навыки» приведены рекомендации по наличию у членов комиссии опыта, навыков, профессиональной квалификации, которые позволят качественно решать соответствующие вопросы. Главное в статье Скрыть

Таблица 1. Что решает комиссия по активам, а не бухгалтер

Нормативно-правовой актВопрос, который должна решать комиссияКвалификация и навыки
Стандарт «Основные средства» (подп. «б» п. 35) Определяет срок полезного использования основных средств, для которых отсутствуют указания в постановлении Правительства от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» Опыт эксплуатации соответствующих основных средств, навыки поиска и анализа информации
Стандарт «Основные средства» (п. 40) Определяет стоимость структурных частей основного средства, по которым учреждение будет начислять амортизацию обособленно ввиду отличающегося срока полезного использования этих частей Навыки учета, экономическая квалификация
Методические указания к стандарту «Основные средства» (не являются НПА) Принимает решение о реклассификации основных средств в иную группу основных средств или в иную категорию объектов бухгалтерского учета (например, в материальные запасы) в случае изменения целевой функции Знание норм учета, понимание порядка эксплуатации соответствующих активов в учреждении
Принимает решение о том, что актив не соответствует установленным критериям
Инструкция № 157н (п. 25) Определяет справедливую стоимость объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменным операциям (безвозмездно, в том числе по договору дарения) Навыки учета, поиска и анализа информации, экономическая квалификация
Инструкция № 157н (п. 34) Принимает к учету объекты основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов
Принимает решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации
Инструкция № 157н (п. 46) Уполномоченный член комиссии присутствует при нанесении инвентарных номеров на основные средства — 
Инструкция № 157н (п. 51) Принимает решение о выбытии инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом счете Опыт эксплуатации соответствующих нефинансовых активов, экономическая квалификация
Инструкция № 157н (п. 60) Определяет срок полезного использования нематериальных активов Навыки поиска и анализа информации, экономическая квалификация
Инструкция № 157н (п. 61) Ежегодно определяет продолжительность периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, и в случае его существенного изменения уточняет срок полезного использования
Нормативно-правовой актВопрос, который должна решать комиссияКвалификация и навыки
Инструкция № 157н (п. 63) Принимает решение о поступлении, внутреннем перемещении, выбытии (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов нематериальных активов — 
Инструкция № 157н (п. 339) Принимает решение о списании с баланса дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов Знание Гражданского кодекса и правоприменительной практики. Навыки учета
Принимает решение о признании безнадежной дебиторской задолженности, отраженной на забалансовом счете
Инструкция № 157н (п. 371) Принимает решение о списании с забалансового счета задолженности учреждения, невостребованной кредиторами
Инструкция № 157н (п. 377) Принимает решение о списании периодических изданий, приобретенных для комплектования библиотечного фонда — 

Далее в статье

В середине статьи вы можете проверить по-нашему интерактиву, кого включить в состав комиссии по поступлению и выбытию активов. Для этого перетащите сотрудника в свободное окно. Если человек останется в нем, его можно включать в комиссию. В противном случае – нет

Какие вопросы бухгалтеру нежелательно решать единолично


Документ

Стандарт «Аренда» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 258н. Стандарт «Концептуальные основы» — приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н

Главное в статье СкрытьЕсть еще ряд вопросов, которые касаются активов учреждения, ответственность за решение которых лучше возложить на всех членов комиссии по активам, а не на одного бухгалтера. Например, можно наделить комиссию следующими полномочиями.

1. Определять восстановительную стоимость нефинансовых активов, чтобы установить сумму возмещения причиненного ущерба (п. 220 Инструкции № 157н).

2. Решать вопрос о том, приводят ли работы, выполненные в отношении объекта нефинансовых активов, к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта. Как следствие, надо изменять балансовую стоимость по результатам работ или нет (п. 27 Инструкции № 157н).

3. Разделять стоимость объектов нефинансовых активов после разукомплектации, изменять стоимость в результате частичной ликвидации.


Документ

Стандарт «Обесценение активов» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 259н

4. Определять справедливую цену аренды методом рыночных цен — для принятия к учету объектов учета аренды (п. 26 стандарта «Аренда», п. 59 стандарта «Концептуальные основы»).

5. Выявлять признаки обесценения активов. В случае если такие признаки будут обнаружены, принимать решение о проверке активов на обесценение (разд. III стандарта «Обесценение активов»).

Если бухгалтер выступит с инициативой возложить на комиссию учреждения по активам вопросы, которые мы перечислили, ему могут возразить: «Где в законодательстве написано, что за эти вопросы должна отвечать комиссия по активам?» Такой ответ вполне ожидаем, ведь никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность. К тому же из этих пяти вопросов только один — вопрос о справедливой цене аренды — относится к «поступлению и выбытию активов».

На заметку

Согласование решения с руководителем

1. Не требуется санкция руководителя на решение комиссии.

Например, срок полезного использования основного средства может быть установлен без его участия.

2. О принятом комиссией решении нужно проинформировать руководителя.

Очевидно, что руководителя следует уведомить о том, какую справедливую стоимость установила комиссия для принимаемых к учету активов.

3. Решение комиссии необходимо согласовать с руководителем. Например, даже если комиссия приняла решение о возможности списать дебиторскую задолженность неплатежеспособного должника, окончательное решение и ответственность должны быть за руководителем.

Кого включить в состав комиссии учреждения по активам

Состав комиссии по активам законодательно не регламентирован. Однако комиссии придется решать вопросы, связанные со сроками полезного использования материальных предметов, с их списанием по причине непригодности к использованию. Для того чтобы такие решения выглядели обоснованными, в состав комиссии желательно включить сотрудников с опытом эксплуатации и обслуживания объектов.

Кроме того, комиссии надо будет заниматься списанием дебиторской и кредиторской задолженности. Ее решения обязаны соответствовать нормам гражданского законодательства. Следовательно, в составе комиссии должен быть юрист.

Вопрос о целесообразности включения главногобухгалтера в состав комиссии по активам неоднозначный. Информацию, которую комиссия должна обсудить, все равно будет готовить именно он, и исполнять решения комиссии тоже. Получается, главбух по-любому участвует в процессе решения вопросов, даже если не входит в состав комиссии. Тем более что его подпись должна стоять на документе о списании.

Излишне вводить в состав комиссии по активам и руководителя учреждения. Потому что он и так своей подписью утверждает соответствующий первичный документ или иное документально оформленное решение в отношении активов учреждения.

Некорректно включать в состав комиссии по активам тех сотрудников, которые в учреждении отвечают за материальные ценности. Иначе сотрудник, ответственный за сохранность и эксплуатацию предметов, сам же будет их списывать.

Далее в статье

Оформите приказ, когда создадите или измените комиссию по поступлению и выбытию активов. В него включите положения, которые мы указали в таблице

Главное в статье СкрытьПроверьте, как вы усвоили раздел по-нашему интерактиву. Определите, кого стоит включать в состав комиссии по поступлению и выбытию активов. Для этого перетащите сотрудника в свободное окно. Если сотрудник останется в нем, его можно включать в комиссию. В противном случае – нет.

Как создать комиссию по активам

Когда создаете комиссию, оформите приказ. В него рекомендуется включить положения, которые мы указали в таблице 2.

Таблица 2. Что прописать в приказе


Совет

Скачайте образец приказа о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов

Положения приказаПримечание
Полный перечень вопросов, входящих в компетенцию комиссии Лучше всего полностью указать все вопросы со ссылками на пункты законодательства. Встречаются случаи, когда отдельные члены комиссии отказываются принимать участие в решении каких-либо вопросов. Если перечень компетенций комиссии учреждение закрепит внутренним распоряжением, то такие отказы уже не будут проходить. Кроме того, можно добавить и иные вопросы, не регламентированные в законодательстве
Перечень должностей сотрудников, входящих в комиссию — 
Порядок функционирования комиссии в случае временного отсутствия одного или нескольких ее членов Например, предусмотреть возможность принять решение неполным составом или отложить принятие решения на определенный срок, а также возможность привлекать к решению вопросов иных сотрудников
Персональный состав комиссии Можно утвердить состав отдельными приказами (распоряжениями). Это позволит разделить постоянную и переменную часть состава

Если комиссия решает вопросы, связанные со списанием нефинансовых активов, отдельно оформлять решение не обязательно. Можно ограничиться заполнением соответствующего раздела в документе о списании.


На заметку

Обращайте внимание на дату документа, которым оформлено решение комиссии. Все члены комиссии по данным табельного учета в этот день должны быть на работе. Иначе решение может быть признано не имеющим силы

Когда комиссия занимается иными вопросами, например определяет срок полезного использования предметов, решение оформляют протоколом. Он может иметь следующую структуру.

1. Описание сути решаемого вопроса.

В этой части перечисляют обстоятельства, на которые комиссия опиралась при принятии решения. В зависимости от сложности рассматриваемой ситуации этот раздел может включать в себя только перечень документов, которые пойдут приложением к протоколу, или содержать дополнительно какие-то обобщающие или поясняющие комментарии.

2. Решение комиссии.

3. Перечень дальнейших действий.

Тут описывают действия, которые следует предпринять соответствующим сотрудникам учреждения во исполнение решения комиссии.