Все статьи номера
Не прочитано
8
Август 2018года
Контроль

Как ревизоры проверят, ведете ли вы учет по стандартам

Елена КРАВЧЕНКО, методолог компании «БАРС», преподаватель бухгалтерского учета, налогообложения, экономического анализа учебного центра «Интеллект-Сервис», главный бухгалтер

Перестроиться и начать вести учет по федеральным стандартам, оказалось непросто. Переход затянулся из-за несовершенства и неопределенности законодательной базы, отсутствия четких и однозначных разъяснений, неготовности рабочего плана счетов. Но к середине года чиновники урегулировали вопросы методологии и бухгалтеры наработали определенную практику. Сегодня работать по стандартам должны все учреждения без исключения. Рекомендации, которые есть в статье, позволят доказать любому, самому въедливому ревизору правоту ваших действий.


Документ

Стандарт «Основные средства» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н

Переход на стандарт «Основные средства»

Рассмотрим, как ревизоры смогут выяснить, ведет ли бухгалтерия учет по стандарту «Основные средства».

Приказ о переходе на стандарт

Самым весомым аргументом, который подтвердит переход учреждения на ведение учета по стандарту «Основные средства», будет отдельный приказ об организации такого перехода. Что в приказе необходимо отразить, смотрите в шпаргалке.

Шпаргалка

Приказ о переходе на стандарт «Основные средства»

Положение приказаПримечание
На какую дату осуществить переходОбновленные инструкции применяют с 8 мая 2018 года. Ранее этой даты у учреждений не было технической возможности для перехода. То есть плана счетов. Завершить переходные процедуры необходимо было к дате полугодовой отчетности — к 30 июня
В какие сроки осуществить переходСроки определяют с учетом объема учетной работы (перенос остатков, корректировка оборотов, различные настройки и т. д.). Фактически переход может продолжаться даже в июле, но его результаты надо было отразить в полугодовой отчетности
Ответственные исполнителиК ответственным исполнителям следует относить не только бухгалтеров, но и сотрудников технической службы поддержки используемого программного продукта, членов комиссии по поступлению и выбытию активов, инвентаризационной комиссии, функционал которых претерпевает изменения
Состав документов с отражением операций переходаОсновной документ, на базе которого строится переход, — инвентаризационная опись нефинансовых активов. Оформляют переходные операции бухгалтерскими справками (ф. 0504833) в межотчетный период в части переноса остатков. Эти документы целесообразно собрать в один учетный регистр, который так и озаглавить — «Документы переходных операций 2018 года»

Основные средства — только активы

В рамках проверки ревизоры обязательно проведут инвентаризацию имущества, которая будет сплошной или выборочной.

Если на балансовых счетах выявят неиспользуемые объекты, проверяющие усомнятся, что вы применяете стандарт «Основные средства». Ведь имущество, которое не приносит учреждению экономические выгоды, не имеет полезного потенциала и от которого в дальнейшем также не будут получать экономические выгоды, учитывают на забалансовых счетах.

Далее в статье

Образец инвентаризационной описи для прав пользования объектами аренды. Скачайте ее в формате .doсx, чтобы не разрабатывать самостоятельно

Обосновать наличие неиспользуемых основных средств на балансовых счетах бухгалтеру поможет предыдущая инвентаризация. Если ранее данные объекты отвечали критериям активов, в инвентаризационной описи (ф. 0504087) графы 17–18 «Не соответствует критериям актива» будут не заполнены. Тогда бухгалтер с полным основанием может утверждать, что объекты вышли из строя совсем недавно и в ближайшее время он проведет все операции по переносу остатков на забалансовый счет.

Что же конкретно надо будет сделать учреждению? Механизм переноса остатков должен быть закреплен в учетной политике (см. табл. 1). Главное в статье Скрыть

Таблица 1. Перенос остатков в учетной политике

Что прописать в учетной политикеПояснение
Каким документом подтверждать утерю полезного потенциала (экономических выгод) Можно использовать протокол комиссии по поступлению и выбытию активов либо инвентаризационную опись. Если в качестве подтверждающего документа принимают инвентаризационную опись, то в учетной политике устанавливают периодичность проведения инвентаризаций для проверки соответствия имущества критериям активов
Каким документом переводить объект с балансового учета на забалансовый Перенос остатков оформляют бухгалтерской справкой (ф. 0504833) или актом о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104)
В какой оценке принимать имущество к забалансовому учету На забалансовых счетах имущество числится в условной, остаточной или первоначальной балансовой стоимости с указанием имеющейся амортизации
Каков порядок распоряжения имуществом, переведенным на забалансовый учет В дальнейшем имущество можно утилизировать, вернуть собственнику, продать и т. д.
В какие сроки оформлять документы дальнейшего движения имущества Документами для дальнейшего движения имущества могут быть акты списания, акты приема-передачи (при возврате имущества собственнику), накладные на отпуск материальных ценностей на сторону (при реализации имущества)


Документ

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также указания по их заполнению утверждены приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н

Новые аналитические счета учета основных средств

Чтобы убедиться, что основные средства вы отразили на счетах учета верно, ревизоры могут запросить оборотную ведомость по нефинансовым активам (ф. 0504035). Данный регистр формируют ежемесячно, но учреждения вправе составлять его ежеквартально (разд. III приложения V к приказу № 52н).

В 2018 году оборотную ведомость формируйте по аналитическим счетам, которые установлены последними изменениями в Инструкцию № 157н (приказ Минфина от 31.03.2018 № 64н). При этом вполне допустима ситуация, когда в начале года вы применяли еще старые аналитические счета учета, а в дату перехода на обновленный план счетов, определенную учреждением самостоятельно, но не позднее 30 июня 2018 года, производите необходимые исправления.

Новые критерии и методы начисления амортизации


На заметку

Операции начисления амортизации фиксируют в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Чтобы проверить, правильно ли вы применяете новые пределы для расчета амортизации, ревизоры потребуют документы на поступление основных средств в 2018 году. Заинтересуют их и бухгалтерские записи, которые вы сделали на основании этих документов. Сейчас действуют такие пределы: 100 000 руб. вместо 40 000 руб., 10 000 руб. вместо 3000 руб.

В журнале операций № 7 будет отражено начисление амортизации в размере 100 процентов балансовой стоимости по объектам, переданным в эксплуатацию, стоимость которых менее 100 000 руб., а также списание с балансового учета основных средств стоимостью до 10 000 руб.

Пример. В журнале операций № 4 по расчетам с поставщиками и подрядчиками зафиксировано поступление объекта стоимостью 7000 руб.

В журнале операций № 7 нет записи о его списании с балансового учета и переводе на забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации». Но есть запись о начислении 100-процентной амортизации (такой порядок действовал до 1 января 2018 года в отношении объектов стоимостью свыше 3000 руб. и до 40 000 руб.). Таким образом, факт того, что учреждение не применяет стандарт «Основные средства», можно считать подтвержденным.

Выбор метода начисления амортизации остается в компетенции учреждения. Применять только линейный метод в 2018 году правомерно.

Далее в статье

Проверить по чек-листу, готовы ли вы к приходу ревизоров:

1. Отметьте в чек-листе то, что вы уже сделали. 
2. Нажмите на кнопку «Подвести итог». Она находится под чек-листом. 
3. Увидите, что вам еще нужно сделать»

Переход на стандарт «Аренда»


Документ

Стандарт «Аренда» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 258н

Теперь остановимся на том, как ревизоры определят, что бухгалтерия не работает по стандарту «Аренда».

Инвентаризация договоров аренды и безвозмездного пользования

Применяет или нет бухгалтерия стандарт «Аренда» понять значительно проще. Для этого ревизоры прежде всего попросят предоставить список действующих договоров аренды и безвозмездного пользования по состоянию на 1 января 2018 года и список таких договоров, заключенных в 2018 году.

При переходе на стандарт «Аренда» договоры, по которым признают объекты арендных отношений, нужно проинвентаризировать, чтобы определить их оставшийся срок действия и суммы оставшихся платежей.

Специальная инвентаризационная опись для прав пользования объектами аренды не предусмотрена. Разработать ее нужно самостоятельно. Образец описи с самыми необходимыми графами, которые можно дополнить по решению учреждения, смотрите далее Форму инвентаризационной описи и порядок ее заполнения установите в положении о проведении инвентаризаций в составе учетной политики.

Образец. Инвентаризационная опись для прав пользования объектами аренды



Образец подготовлен экспертами журнала «Учет в учреждении»

Признание в учете объектов арендных отношений производится на основании профессионального суждения бухгалтера, которое в 2018 году оформляют в виде первичного документа. Закрепите в графике документооборота учреждения этот документ.

Профессиональное суждение бухгалтера

Образец подготовлен экспертами журнала «Учет в учреждении»

Документы по переходу

Главное в статье СкрытьКакие регистры и формы отчетности проанализировать перед проверкой в первую очередь, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Какие документы проверить

Объект учетаВ каких документах отражать
Права пользования активами и их амортизация 1. Регистры:
- журнал операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
- главная книга.
2. Отчетность:
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768).
Данная форма годовая, и права пользования активами в нее включат впервые только в отчетности за 2018 год. Возможно, общие суммы по синтетическому счету 0 111 00 000 «Права пользования активами» включат и в баланс (ф. 0503730)
Дебиторская и кредиторская задолженность по арендным платежам 1. Регистры:
- журнал операций № 5 расчетов с дебиторами по доходам (в части дебиторской задолженности);
- журнал операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (в части кредиторской задолженности);
- главная книга.
2. Отчетность:
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- баланс (ф. 0503730)
Обязательства по арендным платежам 1. Регистры:
- журнал операций № 8 по прочим операциям;
- главная книга.
2. Отчетность:
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Главное в статье СкрытьТеперь предлагаем проверить, готовы ли вы к приходу ревизоров.

1. Отметьте в чек-листе действия, которые вы сделали.

2. Нажмите на кнопку «Подвести итог». Она находится под чек-листом.

3. Увидите, что вам еще нужно сделать.