Все статьи номера
Не прочитано
9
Сентябрь 2018года
Контроль

Какие нарушения находят ревизоры при визуальном осмотре

Мария БЕЛЯЕВА, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, консультант по бухгалтерскому учету в государственном секторе

Случай 1. Обнаружены неоформленные и незарегистрированные участки


Документ

Подробности процедуры регистрации земли изложены в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Земельные участки должны находиться у бюджетных учреждений в постоянном (бессрочном) пользовании. А так как земля — это объект недвижимости, то ее надо регистрировать в установленном порядке (ст. 130 и 131 ГК).

Есть ситуации, когда регистрация не нужна (ст. 39.20 ЗК). Например, участок может быть в аренде у нескольких юрлиц, если он неделимый и на нем расположены несколько зданий, которые принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим — на праве оперативного управления. Главное в статье Скрыть

При осмотре территории ревизор может обнаружить такие нарушения:

  • земельные участки, которые есть у учреждения, не учтены на балансовом или забалансовом счете;
  • учреждение занимает территорию с множеством построек на земельном участке, который не введен в хозяйственный оборот или по которому существуют спорные вопросы;
  • у учреждения имеется несколько участков, но часть из них оформлена — по ним есть свидетельства, а по части объектов работа по оформлению даже не ведется. Главное в статье Скрыть

Риски: ревизор признает результаты инвентаризаций нефинансовых активов, которые проводили ранее, формальными, так как по факту земля есть, а в учете ее нет. Соответственно, в учреждении внутренний контроль организован на низком уровне. Из-за формальной инвентаризации показатели бухгалтерского учета могут быть также признаны недостоверными, а отчетность — искаженной.

За нарушение грозят административные санкции и штрафы в размере от 5000 до 10 000 руб. по статье 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП, а также по статье 19.21 «Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним» КоАП в размере от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц, от 30 000 до 40 000 руб. для учреждений.

Неучтенный незарегистрированный участок — потенциальный объект налогообложения. Поэтому могут возникнуть и налоговые риски.


На заметку

Выявить неучтенное имущество бухгалтер может при инвентаризации. Объекты нужно учесть как излишки

Случай 2. Не учтены в регистрах основные средства

Иногда работники приносят в учреждение свое имущество (например, оргтехнику, мебель). Также возможны пожертвования и передача имущества в безвозмездное пользование учреждению. Эти факты надо отразить в регистрах бухгалтерского учета. Иначе при визуальном осмотре ревизор обнаружит неучтенное имущество.

Риски: как и в случае с землей, ревизор признает систему внутреннего контроля неэффективной, положения о графике документооборота — не соответствующими финансово-хозяйственной деятельности учреждения, инвентаризацию — формальной, а бухгалтерскую отчетность — искаженной.

Для учреждения излишки повлекут за собой уплату налога на прибыль. Поскольку это будет считаться внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК). Главное в статье Скрыть


На заметку

Нарушения по статье 15.15.5 КоАП повлекут наложение штрафа: на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии

Случай 3. Отражены неверные данные об объектах в регистрах

При инвентаризации ревизор может проверить данные инвентарных карточек (ф. 0504031) и сравнить их с данными по факту. Например, измерить длину и высоту забора, посчитать количество камер в системе видеонаблюдения, обмерить площадь прилегающей территории, газонов, подлежащих содержанию. Рассмотрим пример.

Пример 1. В инвентарные карточки (ф. 0504031) информация об объектах заносится из технической документации, паспортов, актов выполненных работ и прочих документов.

В процессе взаимодействия подрядчика и заказчика сложились такие обстоятельства:

— при установке забора его размер скорректировали по факту;

— в процессе модернизации системы видеонаблюдения изменили количество камер;

— при асфальтировании газон частично укатали в асфальт.

В рамках проведенных работ ответственные должностные лица и комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов информацию бухгалтеру не предоставили. Поэтому данные в инвентарных карточках оказались искажены. Ревизоры выявили эти факты путем обмера и подсчета.


На заметку

Операции начисления амортизации фиксируют в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Риски: неверные данные в учете, которые обнаружат ревизоры, будут нивелированы. Как следствие, возникнут искажения в расчете НМЦК и итоговых сумм договоров и контрактов по содержанию имущества. А увеличение расходов приведет к нарушению условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП). Штраф для учреждений — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии, для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.

Случай 4. Не согласована сдача имущества в аренду или в безвозмездное пользование

При осмотре помещений и территории ревизор может выявить на территории учреждения арендаторов, чье присутствие не согласовано с учредителем. К таким же случаям относится наличие в помещениях вендинговых аппаратов по реализации горячих напитков и еды, банкоматов, антенно-мачтового оборудования (вышки и «тарелки» операторов связи). Все эти объекты должны быть оформлены и согласованы с учредителем.


На заметку

Подмена понятий «аренда» и «возмездное оказание услуг» может стать причиной недостоверности показателей бухотчетности. Ведь доходы от аренды поступают по кодам группы доходов 120 КОСГУ, а от оказания услуг — по кодам группы 130 КОСГУ

Иногда размещение аппаратов нестационарной торговли учреждения пытаются оформить как «право на размещение», подменяя предмет договора. То есть заключают не договор аренды, а договор возмездного оказания услуг. Данные договоры (сделки) являются притворными или скрытой арендой недвижимого имущества (ст. 170 ГК).

Риски: не поставив учредителя в известность о сдаче его имущества в аренду, учреждение продолжает получать от собственника дополнительные субсидии на содержание сданного в аренду имущества. Увеличение расходов влечет за собой нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП).

Случай 5. Списано топливо по завышенной норме

В бухгалтерии всегда стараются вести учет ГСМ аккуратно: ревизоры проверяют его особенно тщательно. Однако и здесь возможны подводные камни.

Так, при разработке норм расхода топлива практически все учреждения руководствуются нормами Минтранса (распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23р). К базовым нормам дополнительно применяют повышающие коэффициенты. Но при проверке конкретного маршрута ревизоры могут установить, что данные коэффициенты использовали неправомерно.

Пример 2. При работе автотранспорта в населенных пунктах применяют повышающий коэффициент, который зависит от численности населения.

Если численность населения:

— более 5 000 000 человек, норму увеличивают на величину до 35 процентов;

— от 1 000 000 до 5 000 000 человек — до 25 процентов;

— от 250 000 до 1 000 000 человек — до 15 процентов;

— от 100 000 до 250 000 человек — до 10 процентов;

— до 100 000 человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5 процентов.

По маршруту следования, указанному в путевом листе, водитель находился как в черте города, так и за его пределами.

При кропотливом подсчете километража по системе навигации ревизор выявил необоснованные расходы на ГСМ.


На заметку

Ущерб от недостачи ГСМ отражают на счете 0 209 74 560

Риски: увеличение расходов на ГСМ приводит к нарушению условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП).

Случай 6. Нарушена технология работ и применены неустановленные материалы

При выполнении любых подрядных работ должна соблюдаться строгая последовательность действий с применением заранее оговоренных материалов. В процессе работ подрядчик может нарушить эти условия. Для проведения проверки ревизор может взять пробы для лабораторных исследований.

Пример 3. При проверках ревизоры берут пробы, чтобы специалисты провели лабораторные исследования.

Технология заливки льда на катке предполагает его заливку горячей водой. Для минимизации затрат подрядчик может использовать вместо нее холодную. Для проверки ревизор имеет право взять пробу льда для изучения его структуры.

При выполнении ремонтных работ по условиям договора должны применяться пожароустойчивые отделочные материалы. Но недобросовестные подрядчики используют более дешевые аналоги. Для проверки ревизор может назначить экспертизу отделочных материалов.

Риски: если пробы покажут, что работы проведены с нарушением, это повлечет ответственность по статье 15.15.5 КоАП — нарушение условий предоставления субсидий.