Все статьи номера
Не прочитано
10
Октябрь 2018года
Доходы и расходы

Расчет себестоимости платной услуги: практикум для главбухов

Ольга НАЗАРУК, начальник финансово-экономического управления образовательного учреждения


На заметку

Все необходимые для расчета данные возьмите из бухгалтерских и финансовых документов учреждения и из интернета. Например, если планируете закупать какие-то товары, которые понадобятся для оказания услуги, цены на них можно узнать в интернете

Для расчета себестоимости услуги используйте метод прямого счета. Применяйте его, если в платной деятельности участвует не весь персонал, а лишь некоторые специалисты и используется только часть ресурсов, в том числе материальных запасов и оборудования. Метод прямого счета предполагает учет в цене всех элементов затрат.

Три шага к правильному расчету

Шаг 1. Рассчитайте постоянные и прямые затраты, связанные с процессом оказания услуги. Это издержки, которые вы будете нести регулярно — независимо от объема оказанных услуг за данный промежуток времени. Для этого составьте максимально полный список того, на что вы будете тратить средства в течение месяца.

Например, если учреждение оказывает образовательную услугу, то к прямым расходам отнесите зарплату преподавателя, который ведет занятия. Также в состав прямых затрат включите:

  • расходы на материальные запасы, потребляемые при оказании услуги;
  • амортизацию оборудования, которое будете использовать в процессе оказания услуги;
  • коммунальные расходы, которые возникнут у учреждения во время оказания услуги, и т. д.

Шаг 2. Определите косвенные и переменные расходы. Они относятся к нескольким видам деятельности и не имеют прямой связи с конкретной услугой. Например, в косвенных затратах учтите часть зарплаты уборщицы. Она следит за чистотой во всем здании, но при этом обеспечивает порядок и в помещении, где оказывается услуга. То же самое касается бухгалтерской службы, финансового управления, отдела закупок или юридической службы. Эти подразделения сопровождают работу всего учреждения, а также готовят документы и расчеты конкретно для платной услуги.

Шаг 3. Рассчитайте оптимальный объем услуги (в часах), который вы можете предоставлять клиентам. Затем разделите сумму затрат (шаг 1 + шаг 2) на количество часов. Это и будет та минимальная цена услуги, которая покроет все расходы.

Рассмотрим далее расчет себестоимости услуги на примере образовательного кружка в школе.

Пример расчета себестоимости по образовательному кружку

Для начала решите, как часто ваше учреждение готово оказывать платную услугу, сколько человек будет посещать одну группу, на какой период запустите образовательный кружок. Это связано с тем, что платные услуги не должны мешать выполнять государственное или муниципальное задание.

Итак, возьмем за основу следующие данные:

1) название кружка — «Мировая художественная культура»;

2) режим работы кружка — с 14.00 до 15.00;

3) дни оказания услуги — понедельник;

4) продолжительность одного занятия — 60 минут;

5) количество групп — одна;

6) средняя численность детей в группе — 15 человек;

7) среднее количество часов занятий в месяц — четыре часа;

8) продолжительность курса — девять месяцев.

Прямые затраты


На заметку

Прямые расходы учтите на счете 0 109 60 000

Зарплата и начисления на оплату труда основного персонала. Зарплату определяйте только по тем специалистам, которые непосредственно участвуют в оказании услуги. В затраты на зарплату включите должностной оклад, стимулирующие выплаты, выплаты компенсационного характера и др. Расчет затрат на зарплату основного персонала производите по каждой должности отдельно.

Кружок ведет один педагог. Его заработная плата — 30 000 руб. в месяц. При средней нагрузке на одного педагога 72 часа в месяц оплата труда за один час занятий равна 416,66 руб. (30 000 руб. : 72 ч). За месяц педагог получит за оказание платной услуги 1999,97 руб. (416,66 руб. × 4 ч × 1,2), где 1,2 — коэффициент учета расходов на отпускные в стоимости часа дополнительной платной услуги (закладываем на это 20%). Начисления на оплату труда — 603,99 руб. (1999,97 руб. × 30,2%). Итого на зарплату педагога в месяц учреждение потратит 2603,96 руб. (1999,97 + 603,99). Фонд оплаты труда на одного ребенка составит 173,59 руб. (2603,96 руб. : 15 чел.).

Материальные запасы. Затраты на материальные запасы, связь и транспорт, которые непосредственно используют в оказании услуги, рассчитывайте из нормативных и фактических объемов потребления. Нормы потребления устанавливает учредитель.

Если школа уже оказывала эту услугу в прошлом учебном году, можно использовать фактические данные предыдущего периода. Например, учреждение закупало товары, которые перечислены в таблице 1.

Таблица 1. Расходы на материалы в 2017/ 2018 учебном году

НаименованиеКоличество, шт.Цена за ед., руб.Всего, руб.
Тетради 15 150 2250
Ручки 15 5 75
Учебник по МХК 15 560 8400
Прочие хозяйственные товары —  4500 4500
Итого: 15 225

Расходы на одного ученика в час составят 28,20 руб. (15 225 руб. : 15 чел. : 9 мес. : 4 ч).


Важно запомнить!

Не включайте в расчет стоимости услуги амортизацию оборудования, которое купили за счет средств на госзадание или целевых средств

Амортизация оборудования. Чтобы определить сумму амортизации оборудования, которое необходимо для оказания услуги, используйте:

  • балансовую стоимость;
  • годовую норму износа;
  • время работы оборудования.

В нашем примере для кружка за счет средств от приносящей доход деятельности в прошлом году купили ноутбук и проектор. Проектор необходим для того, чтобы наглядно показывать предметы искусства. Его стоимость — 32 990 руб. За ноутбук заплатили 30 000 руб. Расчет амортизации оборудования приведен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет амортизации оборудования

Наименование оборудованияБалансовая стоимость, руб.Годовая норма амортизации, %Годовая норма времени работы оборудования, чВремя работы оборудования в процессе оказания платной услуги, чСумма начисленной амортизации, руб.
Мультимедийный проектор 32 990 3 1970 48 24,11
Ноутбук 30 000 2,7 1970 60 24,67

Затраты на амортизацию ноутбука и проектора в расчете на одного ребенка составят 3,25 руб. (24,11 руб. : 15 чел. + 24,67 руб. : 15 чел.).

Коммунальные расходы. Расходы на коммунальные услуги всегда составляют большую часть общих расходов учреждения. Это касается как услуг по госзаданию, так и услуг на платной основе. Если вы включите расходы на коммуналку в перечень прямых затрат, то сможете увеличить себестоимость платной услуги. Главное — пропишите это в учетной политике. Коммунальные услуги включайте в расчет себестоимости обособленно по видам энергетических ресурсов:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • электроснабжение.

Определяйте затраты на коммунальные услуги по нормативам потребления.


Совет

Для расчета затрат используйте фактические объемы потребления коммунальных услуг за прошлые годы. Но если учреждение оказывает услугу впервые и фактические данные отсутствуют, рассчитайте прочие расходы по планируемым затратам

Например, дано:

1) помещение площадью 56 кв. м и объемом 145,6 куб. м;

2) в платной группе 15 детей, в оказании услуги участвует один сотрудник;

3) в учетной политике установлено, что коммунальные расходы рассчитывают исходя из нормативов потребления, среднемесячное количество часов — 164,25.

Электроэнергия. Годовой норматив потребления электроэнергии — 16 кВт/кв. м, тариф — 5,41 руб/кв. м. Сумма, которую надо включить в себестоимость услуги, — 9,84 руб. (56 кв. м × 16 кВт/кв. м : 12 мес. : 164,25 ч × 4 ч × 5,41 руб.).

Тепло. Норматив потребления тепловой энергии — 0,05 Гкал/куб. м, тариф — 25 14,04 руб/куб. м. Расходы равны 63,67 руб. (145,6 куб. м × 0,05 Гкал/куб. м : 7 мес. : 164,25 ч × 4 ч/мес. × 2514,04 руб.).

Вода. Тариф на воду — 22,27 руб/куб. м, тариф на стоки — 29,15 руб/куб. м. Норматив потребления — 10 л/сут. Расходы составят 32,91 руб. (10 л/сут. × 16 чел. × 4 сут. : 1000 л × 22,27 руб. + 10 л/сут. × 16 чел. × 4 сут. : 1000 л × 29,15 руб.).

Далее сложите расходы по всем трем статьям. У вас получится 106,42 руб. (9,84 + 63,67 + 32,91). То есть в расчете на одного ученика коммуналка обходится в 7,09 руб. (106,42 руб. : 15 чел.).

Аренда помещения. Если оказываете услуги в помещении, которое принадлежит учреждению на праве оперативного управления или находится у него в собственности, то не учитывайте расходы на аренду помещения. Если же вы арендуете помещение, заложите затраты на аренду. В нашем примере расходов на аренду нет.

Итог по прямым затратам. Прямые затраты в расчете на одного ребенка в месяц составят 212,13 руб. (173,59 + 28,20 + 3,25 + 7,09).

Косвенные расходы


На заметку

Накладные расходы отразите на счете 0 109 70 000

Зарплата и начисления на оплату труда персонала, который не связан с оказанием услуг непосредственно. Административно-управленческий и прочий персонал занимается услугой один час в месяц. Поэтому и расчет будем вести для одного часа работы.

В расчет стоимости услуги включим расходы на оплату труда бухгалтера — 196,49 руб. (1 чел. × 1 ч × 17 000 руб. × 1,2 : 176 ч + 30,2%), где 17 000 руб. — зарплата бухгалтера; 1,2 — коэффициент учета расходов на отпускные в стоимости часа дополнительной платной услуги (закладываем на это 20%); 176 ч — норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе; 30,2% — страховые взносы.

А также учтем расходы на оплату труда уборщицы — 106,52 руб. (1 чел. × 1 ч × 12 000 руб. × 1,2 : 176 ч + 30,2%), где 12 000 руб. — зарплата уборщицы; 1,2 — коэффициент учета расходов на отпускные в стоимости часа дополнительной платной услуги (закладываем на это 20%); 176 ч — норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе; 30,2% — страховые взносы.


На заметку

Общехозяйственные расходы отразите на счете 109 80 000

Фонд оплаты труда на один час обучения одного человека — 20,20 руб. ((196,49 руб. + 106,52 руб.) : 15 чел.).

Хозяйственные расходы. Затраты на материалы для хозяйственных целей, канцтовары, текущий ремонт распределите по фактическим данным предыдущего учебного года или по плану работы на будущий год.

Амортизация здания. Во внутренних документах учреждения возьмите исходные данные о здании и помещении для занятий. В частности:

  • площадь здания;
  • площадь кабинета;
  • балансовую стоимость здания;
  • норму амортизации в процентах;
  • амортизационные отчисления.

В нашем случае площадь здания равна 1500 кв. м, площадь кабинета — 56 кв. м, балансовая стоимость здания — 8 000 000 руб.

В кабинете проходят занятия по основной деятельности (72 часа) и по платной (4 часа). Общее количество часов — 76. Занятия проводят с 1 сентября по 31 мая. Балансовая стоимость здания за девять месяцев — 5 999 999 руб. (8 000 000 руб. : 12 мес. × 9 мес.).

Норма амортизации здания — 1,2 процента. Расходы на содержание 1 кв. м здания за учебный год — 4800 руб. (5 999 999 руб. × 1,2% : 1500 кв. м).


На заметку

Цены на услуги должны быть эквивалентны ценности и пользе, которую они приносят

Занятия проводят по основной и платной деятельности (76 часов) в кабинете площадью 56 кв. м. Таким образом, расходы на содержание этого кабинета на одного ребенка в расчете на час составляют 24,56 руб. (4800 руб. : 9 мес. × 56 кв. м : 76 ч : 16 чел.).

Прочие расходы. Прочие расходы определяйте по фактическим данным предшествующего года. Сюда можно включить охрану имущества, обслуживание охранно-пожарной сигнализации, подготовку и переподготовку кадров, рекламу, сувенирную продукцию. В нашем примере таких расходов нет.

Итоговая себестоимость

Суммируйте все показатели:

Себестоимость услуги

=

Заработная плата основного персонала и начисления на оплату его труда

+

Материальные запасы

+

Амортизация оборудования

+

Коммунальные расходы

+

+

Аренда помещения

+

Зарплата персонала, прямо не участвующего в оказании услуги, и начисления на оплату его труда

+

Хозяйственные расходы

+

Амортизация здания

+

Прочие расходы

Себестоимость услуги на одного обучающегося в месяц получилась 256,89 руб. (173,59 + 28,20 + 3,25 + 7,09 + 20,20 + 24,56).

Чтобы посчитать стоимость услуги, нужно заложить прибыль. Это связано с тем, что услуга должна не только себя окупать, но и приносить доход. Некоторые учреждения устанавливают плату не расчетным путем. Они анализируют цены конкурентов и назначают плату на их уровне: чуть выше или чуть ниже. Это дело каждого учреждения. Если учредитель не настаивает, можете не выполнять расчеты. Но тогда неудобно учитывать расходы. Придется делать это на глазок. Тем более что будет непонятно, сможет ли учреждение получить с услуги доход. Поэтому установите такую плату, при которой затраты окупаются в полном объеме. Как правило, рентабельность закладывают на уровне 20 процентов. Тогда цена на платную услугу из нашего примера составит 308,27 руб. в месяц (256,89 руб. × 1,2).