Все статьи номера
Не прочитано
11
Ноябрь 2018года
Стандарты

Составьте учетную политику на 2019 год по нормам нового стандарта

Алла ЛУЦЕНКО, начальник отдела бюджетного учета и консолидированной отчетности Департамента финансов Брянской области


Документ

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н, а Методические указания к федеральным стандартам бухучета — письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480

Сформировать новую учетную политику привычными методами не получится. Вы не сможете воспользоваться готовой усредненной учетной политикой из интернета или составить ее из шаблонных выдержек из инструкций. Теперь, чтобы подготовить учетную политику, придется изучить стандарты. Но Минфин облегчил задачу — составил перечень операций, которые вы должны прописать в своем документе. Читайте, как сформировать учетку-2019 в три этапа.

Этап 1: определите, как оформить учетную политику

На подготовительном этапе главному бухгалтеру нужно выбрать:

  • форму учетной политики;
  • способ утверждения;
  • состав учетки.

Новые понятия федеральных стандартов:
проверка знаний

Формой может быть приказ, распоряжения или порядок. Утверждают учетную политику грифом «Утверждено» или издают отдельный акт, например приказ. Главбуху нужно определить состав учетки: будет ли это единый документ с приложениями или отдельные правовые акты. Но независимо от состава в учетную политику включают обязательные разделы, которые прописаны в стандартах и Инструкции № 157н.

Этап 2: сформируйте учетку и ее составляющие

Учетная политика должна состоять как минимум из восьми разделов (п. 9 стандарта «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 157н). Рассмотрим их далее.

Раздел 1. «Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств». Здесь надо выбрать варианты учета хозяйственных операций, которые мы привели в таблице ниже. Дополнительно о разделе 1 читайте в статье.

Главное в статье СкрытьТаблица. Содержание раздела 1

Хозяйственные операцииДокумент-основание
наименованиепункт

Признание в учете объектов основных средств, выявленных при инвентаризации

Принятие метода определения справедливой стоимости для различных активов учреждения

Определение состава инвентарного объекта


Порядок присвоения инвентарных номеров и правила нанесения инвентарных номеров на объекты

Определение отдельных инвентарных объектов основных средств


Первоначальная стоимость объектов основных средств, приобретенных в результате обменных операций или созданных субъектом учета. Оценка объектов основных средств, в том числе в случае переоценки

Изменение балансовой стоимости объектов основных средств

Установление срока полезного использования объектов основных средств

Определение метода начисления амортизации

Пересчет накопленной амортизации объектов основных средств

Признание стоимости объектов неоперационной (финансовой) аренды



Отражение иной информации

Документальное оформление объектов основных средств в случае их безвозмездного получения, частичной ликвидации при их реконструкции и в других аналогичных ситуациях

Стандарт «Концептуальные основы» (приказ Минфина от 31.12.2016 № 256н)

Стандарт «Концептуальные основы»


Стандарт «Основные средства» (приказ Минфина от 31.12.2016 № 257н)

Стандарт «Основные средства»
Инструкция № 157н

Стандарт «Основные средства»
Инструкция № 157н

Стандарт «Основные средства»




Стандарт «Основные средства»

Стандарт «Основные средства»


Стандарт «Основные средства»

Стандарт «Основные средства»

Стандарт «Аренда» (приказ Минфина от 31.12.2016 № 258н)


Инструкция № 157н

Методические указания (приказ Минфина от 30.03.2015 № 52н), иные документы, касающиеся этого вопроса

52, 54


54


10


9
46

10
45

19, 27, 28




19, 28

35, 36


36, 37

41

18, 18.1, 18.2, 18.3

6


На заметку

Основные правовые основания для формирования показателей рабочего плана счетов — стандарт «Концептуальные основы» (п. 19), стандарт «Учетная политика» (п. 9), Инструкция № 157н (п. 3, 6, 21, 21.1, 21.2) и иные документы

Раздел 2. «Рабочий план счетов бухгалтерского учета». Этот раздел должен содержать счета синтетического и аналитического учета (номера счетов) или коды счетов бухгалтерского учета, которые применяет учреждение, и правила формирования номеров счетов.

Рабочий план счетов и требования к структуре аналитического учета, утвержденные в учетной политике, учреждение применяет непрерывно. Но изменяет ежегодно, чтобы обеспечить сопоставимости показателей учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы. Как будет выглядеть рабочий план счетов конкретного учреждения, решать главному бухгалтеру. Рабочий счет может состоять из 26 разрядов или из синтетических счетов с привязкой к аналитической информации по бюджетной классификации. Составлять рабочий план счетов надо по всем видам финансового обеспечения (деятельности), которые применяет учреждение. При необходимости можно ввести дополнительную кодировку в разрядах 22 и 23 номера счета.


На заметку

Можно утверждать составы комиссий отдельными приказами руководителя учреждения

Раздел 3. «Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого учреждением на забалансовых счетах, а также обязательств и иных объектов учета». В этой части учетной политики учреждения должны утвердить положение об инвентаризации имущества и обязательств учреждения и положение о комиссии по поступлению и выбытию активов. А кроме того, определить состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов и инвентаризационной комиссии. Состав комиссий устанавливают на весь год. Правовые основания, чтобы сформировать этот раздел учетной политики закреплены в Законе № 402-ФЗ (ст. 11), стандарте «Концептуальные основы» (п. 80), стандарте «Учетная политика» (п. 9), Инструкции № 157н (п. 6). Подробнее о разделе 3 в статье

  • ?
    В буквальном смысле бухгалтер это тот, кто:
    Правильный ответ: В
    Слово «бухгалтер» заимствовано в петровские времена из немецкого (buchhalter). Это сложное слово составлено из частей: buch — «книга» и halter — «держатель». Бухгалтер — это тот, кто держит книгу, кто отвечает за ее ведение

Раздел 4. «Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и иных документов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством не предусмотрены обязательные для оформления формы». Учреждение может разработать и закрепить в данном разделе формы первичных документов, которые будет использовать. Для примера мы привели семь шаблонов, которые вы можете скачать. Для этого выберите нужную форму и нажмите на зеленую кнопку. Главное в статье Скрыть

Правовые основания для формирования раздела 4 учетной политики учреждения — стандарт «Концептуальные основы» (п. 20, 21, 22, 24, 25, 27), стандарт «Учетная политика» (п. 9), Инструкция № 157н (п. 6, 11).


На заметку

Все самостоятельно разработанные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Закона № 402-ФЗ, пунктом 25 стандарта «Концептуальные основы» и пунктом 11 Инструкции № 157н

Раздел 5. «Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки обработки документов в соответствии с утвержденным графиком». Это еще один из серьезных блоков учетной политики учреждения. Правильно выстроенное взаимодействие между структурными подразделениями учреждения, которое оформлено графиком документооборота, позволит бухгалтерии избежать недоразумений, своевременно отражать в учете факты хозяйственной жизни и составлять качественную отчетность.

Жестких требований к содержанию графика в законодательстве нет. Его разрабатывает главный бухгалтер учреждения. Включите в график этапы по составлению и подписанию документов (сроки, количество экземпляров, должностные лица, ответственные за их составление и представление), а также сроки и должностных лиц, ответственных за проверку, обработку и хранение документов (п. 22 стандарта «Концептуальные основы», п. 9 стандарта «Учетная политика», п. 6, 14, 9 Инструкции № 157н). Как сформировать документооборот учреждения и наладить обмен документами между структурными подразделениями учреждения, читайте в следующем номере журнала.


Совет

Установите в графике документооборота вид передачи документов в архив (электронный или бумажный)

Раздел 6. «Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля». Определите здесь, каким образом будете проводить в учреждении внутренний контроль. Можно установить методы, сроки и объекты контроля, круг должностных лиц, которые имеют право осуществлять такой контроль (п. 9 стандарта «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 157н).

Раздел 7. «Порядок признания и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты». В этом разделе установите перечень фактов хозяйственной жизни, которые будете признавать событиями после отчетной даты. А также порядок отражения признанных событий после отчетной даты в учете и раскрытия их в отчетности (стандарт «События после отчетной даты» (приказ Минфина от 30.12.2017 № 275н), п. 9 стандарта «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 157н). Более подробно об этом — в статье.

Раздел 8. «Иные сведения, необходимые для ведения бухгалтерского учета в учреждении и составления отчетности». Какие положения утвердить в этой части учетной политики учреждения, смотрите в шпаргалке.

Шпаргалка

Что утвердить в разделе 8

Содержание разделаСодержание раздела
1. Работа с денежными средствами и денежными документами.
2. Расчеты с дебиторами.
3. Санкционирование расходов.
4. Обесценение активов.
5. Учет имущества на забалансовых счетах.
6. Выдача под отчет денежных средств, а также составление и представление отчетов подотчетными лицами.
7. Приемка, хранение, выдача и списание бланков строгой отчетности.
8. Выдача под отчет денежных документов, а также составление и представление отчетов подотчетными лицами.
9. Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов.
10. Определение дисконтированной стоимости арендных платежей при неоперационной (финансовой) аренде.
11. Другие порядки и положения, регулирующие деятельность


На заметку

Если невозможно отразить информацию об изменении сравнительных показателей одного или нескольких предыдущих годов, в пояснительной записке обязательно указывают отчетный период, в котором начинается применение изменений в учетной политике

Этап 3: утвердите и разместите на сайте

Утверждает учетную политику, как и прежде, руководитель учреждения. Утвержденную учетку размещают в интернете. После вступления в силу она действует последовательно из года в год. Сведения о применяемых способах ведения учета, составе и содержании документов учетной политики отражают в бухгалтерской отчетности (п. 20 стандарта «Учетная политика»). Если решите внести изменения в учетную политику, в пояснительной записке к отчетности нужно будет указать:

  • обоснование внесенных изменений;
  • содержание изменений;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая разъяснение обстоятельств, в связи с которыми применяется выбранный порядок, а также дату, с которой в учреждении действует измененная учетная политика.

Главное в статье СкрытьТеперь предлагаем вам отгадать интерактивный кроссворд. С его помощью вы можете потренироваться с новыми понятиями федеральных стандартов. Чтобы начать отгадывать, наведите курсор на кроссворд, кликните на любую ячейку. Справа появится вопрос и поле для ответа. Введите слово и нажмите на кнопку «Ввести». Если не можете сходу отгадать слово, не переживайте, можете воспользоваться подсказкой. 

Спасибо за участие в акции. Мы подведем итоги до конца месяца. На электронный адрес, с которого вы присылали скрины, отправим сообщение. Ответьте на него, чтобы мы смогли выслать подарок