Все статьи номера
Не прочитано
11
Ноябрь 2018года
Стандарты

Стандарт «Доходы»: как перестроить учет поступлений с 2019 года

Дмитрий ЖУКОВСКИЙ, преподаватель учебного центра «Бизнес ИТ»


Документ

Стандарт «Доходы» утвержден приказом Минфина от 27.02.2018 № 32н

По стандарту «Доходы» надо учитывать не все виды поступлений. В частности, под стандарт не подпадают доходы от продажи материальных запасов (кроме продажи товаров и готовой продукции) и основных средств, а также от аренды (кроме аренды земельных участков). Из этого следует, что средства, которые вы получите от сдачи металлолома или макулатуры, не будете учитывать по нормам нового стандарта. А в пояснительной записке к годовой отчетности не отразите сведения о доходах от продажи матзапасов (кроме товаров и готовой продукции), основных средств, нематериальных активов. Читайте, какие доходы надо учитывать по стандарту.

Классификация видов доходов

Классификация видов доходов, которая установлена в стандарте «Доходы», осталась прежней. В основе ее — деление доходов на доходы от необменных операций и доходы от обменных операций.

151
КОСГУ —

к этому виду доходов, согласно стандарту «Доходы», не относятся поступления бюджетным учреждениям от субсидий и бюджетных инвестиций

Доходы от необменных операций. Это доходы, для получения которых учреждение со своей стороны ничего не отдает источнику поступлений и ничего в его пользу не делает.

Доходы от обменных операций. Это доходы, которые учреждение получает только в обмен на то, что делает что-то в пользу источника поступлений или передает товары или продукцию источнику доходов.

В целом классификация видов доходов, которая установлена в стандарте «Доходы», соответствует группировке доходов по групповым кодам КОСГУ (см. табл. 1).

Таблица 1. Классификация доходов по кодам КОСГУ

Код КОСГУГруппа доходов по стандарту «Доходы»
110 Доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей. Такого вида доходов у бюджетных и автономных учреждений быть не может
120 Доходы от собственности
130 Доходы от реализации
140 Доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. У бюджетных и автономных учреждений доходы такого вида могут быть в результате как применения штрафов и неустоек по сделкам, так и возмещения ущерба
150 151 155 156 Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов. Таких видов доходов, которые входят в учетную группу 150 КОСГУ, у бюджетных и автономных учреждений быть не может 
Доходы от предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, а также возврат неиспользованных межбюджетных трансфертов 
Доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов, предоставленных наднациональными организациями и правительствами иностранных государств 
Доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов, предоставленных международными финансовыми организациями
160 Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование. Такого вида доходов у бюджетных и автономных учреждений быть не может
180 Прочие доходы от необменных операций

На слайдах мы показали основные изменения и классификацию поступлений по нормам стандарта «Доходы». Нажимайте на стрелки на слайдах или на точки внизу, смотрите изменения. 

Виды доходов, которые прямо не описаны в стандарте

Есть виды доходов, которые встречаются у бюджетных и автономных учреждений, но в явном виде не упомянуты в стандарте «Доходы».

1. Доходы от возмещения недостач нефинансовых активов. Такие доходы в учете отражают по следующим кодам КОСГУ: 172 — начисление, 410, 420, 440 — кассовые доходы. Предполагаем, что такие доходы не входят в сферу применения стандарта «Доходы» — по аналогии с доходами от реализации НФА (кроме товаров и продукции), которые относятся к этим же кодам КОСГУ.

2. Доходы учреждения от возмещения недостач денежных средств. В стандарте нет указаний, по какому коду КОСГУ отражать эти доходы. Возможно, их следует относить к коду 510 КОСГУ. Предполагаем, что такие доходы тоже не подпадают под действие стандарта «Доходы».

3. Доходы, полученные от субсидий на иные цели. Данные поступления следует отражать в учете по коду 183 КОСГУ. По стандарту «Доходы» они относятся к группе «Прочие доходы от необменных операций». Начисляют такие доходы на основании соглашения о предоставлении субсидий как доходы будущих периодов. А на доходы текущего периода их переносят по мере расходования субсидии.

4. Доходы в форме бюджетных инвестиций на капитальные вложения. Для этих поступлений используют код 184 КОСГУ. По стандарту «Доходы» их следует относить к группе «Прочие доходы от необменных операций» и начислять на основании соглашения о предоставлении средств инвестиций как доходы будущих периодов. Переносят суммы на доходы текущего периода по мере расходования.

5. Доходы от оказания услуг и работ по программе ОМС. Данные доходы отражают в учете по коду 132 КОСГУ. По стандарту «Доходы» для них предназначена группа «Доходы от реализации». Для таких поступлений (кроме доходов от субсидии на государственное и муниципальное задание) стандарт не допускает использование счета доходов будущих периодов.

Поскольку эти доходы в явном виде не регламентированы в стандарте «Доходы», учреждению следует в своей учетной политике установить порядок применения норм стандарта к данным видам поступлений.

Учет доходов от субсидии на госзадание


На заметку

Субсидия на госзадание — это единственный вид доходов в группе «Доходы от реализации», к которым применяют счет доходов будущих периодов

По стандарту доходы в форме субсидии на государственное и муниципальное задание отнесены к группе «Доходы от реализации». Переносят суммы в текущие доходы по мере исполнения госзадания. Сложность выполнения этого указания в том, что госзадание дается учреждению чаще всего в натуральных показателях, а не в суммовых. Так же как и его исполнение измеряется в натуральных показателях.

Если учреждение получает государственное задание в натуральных показателях, то в учетной политике нужно прописать, каким образом учреждение будет рассчитывать исполнение задания в суммовых показателях от размера субсидии.

Учет доходов будущих периодов

Счет учета для доходов будущих периодов предусмотрен Инструкцией № 157н. Стандарт «Доходы» внес изменения в область применения этого счета.

Если прочие доходы от необменных операций учреждение получило с каким-либо условием, то такие суммы следует сначала отразить в учете как доходы будущих периодов и только по мере выполнения соответствующего условия поступления переносить на доходы текущего года. Обратите внимание на три категории таких доходов (см. табл. 2).

Приведем пример.

Пример. Бюджетное образовательное учреждение заключает договоры пожертвования с родителями учеников.

Договоры пожертвования целевые — на покупку продуктов. С 2019 года на основании таких договоров учреждение должно будет отражать в учете доходы будущих периодов. И только по мере приобретения продуктов за счет пожертвованных средств можно будет переносить суммы на доходы текущего периода.

Таблица 2. Отличия в учете

Вид поступленийУчет по действующим нормамУчет по нормам стандарта «Доходы»
Доходы от субсидий на иные цели В 2018 году суммы начисляют только по факту расходования средств субсидии на установленные цели. Счет для учета доходов будущих периодов не применяют С 2019 года сразу при заключении соглашения о получении субсидии на иные цели в учете отражают дебиторскую задолженность и доходы будущих периодов в полной сумме субсидии. А по мере расходования средств суммы переносят на текущие доходы
Доходы от бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства В 2018 году доходы начисляют только по факту расходования средств на установленные цели. Счет для учета доходов будущих периодов не применяют С 2019 года сразу при заключении соглашения о получении средств бюджетных инвестиций в учете отражают дебиторскую задолженность и доходы будущих периодов в полной сумме инвестиций. По мере расходования средств суммы переносят на текущие доходы
Доходы от целевых пожертвований с конкретно установленной целью использования Обособленного учета доходов от целевых пожертвований учреждения не ведут. Хотя Гражданский и Налоговый кодексы требуют, чтобы учреждение, которое получило целевое пожертвование, обособленно учитывало такие средства. Иначе эти доходы нельзя включать в налоговую базу при расчете налога на прибыль С 2019 года все денежные доходы от целевых пожертвований отражают в учете как доходы будущих периодов. Причем тщательно контролируют расходы по каждому целевому договору пожертвования. По мере расходования суммы переносят на доходы текущего периода