Все статьи номера
Не прочитано
11
Ноябрь 2018года
Доходы и расходы

Грязезащитные коврики: учесть услугу или аренду

Мария БЕЛЯЕВА, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, консультант по бухгалтерскому учету в государственном секторе


Документ

Стандарт «Аренда» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 258н

Чтобы отразить в учете операции по договорам, где фигурируют грязезащитные коврики, надо ответить на три вопроса.

1. Кому принадлежат коврики?

2. Заключен договор аренды (проката) или возмездного оказания услуг?

3. Кто содержит объекты в период их использования?

После того как вы ответите на них, можно будет сказать, как учитывать грязезащитные коврики и проводить расходы по ним.

Когда отношения однозначно арендные

Первое, что нужно сделать, — прочесть предмет договора. Допустим, в нем есть такая формулировка:


«…предоставление арендодателем за обусловленную сторонами договора плату во временное владение и пользование имущества арендатору: 

напольных грязезащитных ворсовых ковриков.

Арендодатель на постоянной основе обязуется производить периодическую замену, стирку, доставку, разгрузочно-погрузочные работы и укладку ковриков, находящихся в пользовании арендатора».

2
вида аренды —

операционная и финансовая -выделено в стандарте «Аренда»

Предмет договора однозначно указывает на то, что:

1) коврики принадлежат арендодателю;

2) это договор аренды, поскольку арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (ст. 606 ГК);

3) содержание (замена, стирка, укладка и пр.) — обязанность арендодателя; такая ситуация возможна, если предусмотреть ее в договоре (п. 2 ст. 616 ГК).

Следовательно, бухгалтеру нужно отразить право пользования ковриками по нормам стандарта «Аренда». Если учреждение платит только за пользование ковриками, такая аренда квалифицируется как операционная (п. 15 стандарта «Аренда»). Объект учета в данном случае — это права пользования активом, которые отражают в составе нефинансовых активов в качестве самостоятельного объекта бухгалтерского учета (п. 20 стандарта «Аренда»). Используют счет 0 111 00 000 «Права пользования активами».

Оплату и учет расчетов ведут по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ. В учете формируют проводки:

ДЕБЕТ 0 111 48 350    КРЕДИТ 0 302 24 730
— принято к учету право пользования ковриками (в общей сумме платежей по договору на период действия договора);
ДЕБЕТ 0 401 20 224    КРЕДИТ 0 104 48 450
— начислена амортизация на полученное право пользования ковриками (в сумме ежемесячных арендных платежей);
ДЕБЕТ 0 302 24 830    КРЕДИТ 0 201 11 610
— перечислена арендодателю арендная плата (ежемесячно). Одновременно отражено увеличение счета 18 (КВР 244, подстатья 224 КОСГУ).

Когда арендные отношения завуалированы


На заметку

Техническое задание — это документ, который включают как приложение в договор между заказчиком и исполнителем. Оно определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения

Читаем предмет договора. Допустим, в нем есть такая формулировка:


«Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по замене грязезащитных ковриков согласно условиям технического задания, являющегося его неотъемлемой частью, а заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором».

В техническом задании сказано:


«Исполнитель должен предоставить на время оказания услуг во временное пользование заказчика и обеспечить доставку и замену ковриков на чистые в целях поддержания помещений заказчика в чистоте, а также для эффективного удаления пыли, влаги и песка с обуви для предотвращения проникновения грязи внутрь помещений».

Условия предмета договора и технического задания указывают на следующее:

1) коврики принадлежат исполнителю, который их предоставляет во временное пользование;

2) это договор возмездного оказания услуг, где исполнитель обязуется производить по заданию заказчика доставку и замену своего имущества, предоставленного в пользование, чтобы обеспечить чистоту в помещении заказчика;

3) содержание (замена, стирка, доставка и пр.) — обязанность исполнителя.

Если читать только предмет договор, то договор похож на договор оказания услуг (гл. 39 ГК). Соответственно, объекта учета аренды нет. Однако в техническом задании факт наличия имущества в пользовании зафиксирован, что является элементом договора аренды (гл. 34 ГК). Допустимо считать такой договор смешанным — как договор аренды и договор возмездного оказания услуг. Ведь в нем есть элементы различных договоров (п. 3 ст. 421 ГК). В таком случае необходимо определиться с подстатьей КОСГУ, по которой производить расчеты: 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» или 226 «Прочие работы, услуги».

Поскольку коврики обеспечивают чистоту помещения заказчика, то это содержание имущества. А значит, нужно применять подстатью 225 КОСГУ. В Указаниях № 65н сказано, что на данную подстатью относятся расходы на оплату договоров:


«…на оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления».

Получается, если учреждение отразило коврики в учете, то расходы на их содержание надо проводить по подстатье 225 КОСГУ. Но есть мнение, что, поскольку коврики не имущество учреждения и их не учитывают как арендованное имущество, содержание ковриков не подпадает под подстатью 225 КОСГУ. Как исключение, бухгалтеры относят расходы к прочим услугам, то есть к подстатье 226 КОСГУ. Двойственность положений такого договора несет в себе риски. Ревизоры могут высказать замечания (см. образец).

Образец. Заключение по финансовой проверке (фрагмент)

Образец подготовлен экспертами журнала «Учет в учреждении»


Важно запомнить!

Если условия договора составлены таким образом, чтобы подменить аренду (прокат) на возмездное оказание услуг, то данный договор несет в себе риск признания сделки притворной и ничтожной (п. 2 ст. 170 ГК)

Однако при разногласиях с ревизорами учреждение может руководствоваться позицией Минфина, изложенной в письме от 26.07.2018 № 02-06-10/52547. Чиновники считают, что в стандарте «Концептуальные основы» установлен приоритет экономической сущности фактов хозяйственной жизни над их правовой формой (п. 68). А значит, нужно дифференцированно подходить к классификации факта хозяйственной жизни в рамках действующего бухгалтерского законодательства, на основании которого он будет учитываться. Поскольку нормами гражданского права установлено различие между гражданско-правовыми отношениями, возникающими при аренде имущества и оказании услуг. Другими словами, в гражданском законодательстве и бухгалтерском учете сделки могут квалифицироваться по-разному. Чтобы ревизоры не выписывали штрафы за грубые нарушения в учете и отчетности, следует избегать двойственности трактовки договоров.