Все статьи номера
Не прочитано
12
Декабрь 2018года
Доходы и расходы

Как отразить результаты инвентаризации ‘2018 в учете

Дмитрий ЖУКОВСКИЙ, преподаватель учебного центра «Бизнес ИТ»

Выявили активы, которые нужно обесценить


Документ

Правила обесценения установлены стандартом «Обесценение активов», который утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 259н

При инвентаризации в целях составления годовой отчетности учреждение обязано искать признаки обесценения активов (п. 6 стандарта «Обесценение активов»). Обесценение определяют только для основных средств и нематериальных активов, остаточная стоимость которых не нулевая (см. схему).

Схема. Что можно обесценить

В стандарте есть восемь признаков обесценения, но лишь три из них имеют отношение к справедливой стоимости. Объективные признаки обесценения, которые учреждение может выявить и подтвердить документально, а ревизоры могут проверить, — физическое повреждение актива и изменения в законодательстве (см. сервис в конце статьи). Однако последний признак — это частный случай.

После того как учреждение проведет тест на обесценение, надо принять решение, будет оно проверять справедливую стоимость объекта или нет. Показатель обесценения актива влияет на показатель его остаточной стоимости. Оба эти показателя следует отразить в отчетности. Но оценочную стоимость определяют члены комиссии учреждения, зачастую не обладающие соответствующей компетенцией. Поэтому, чтобы не допустить административного правонарушения, учреждение заинтересовано привлекать к оценке специалистов. Однако это затруднительно, так как потребуются деньги, которых в конце года практически нет. А также время, которого до срока сдачи годовой отчетности совсем мало. Выход — учреждение должно решить, будет ли оно определять оценочную стоимость для объектов с признаками обесценения. Возможность такого выбора предусмотрена пунктом 10 стандарта «Обесценение активов».

Если учреждение отказывается от проверки оценочной стоимости объектов, для которых выявлены признаки обесценения, это надо задокументировать. Например, оформить протоколом заседания комиссии, где отразить процесс решения вопросов с обесценением. Обосновать такое решение можно отсутствием в штате квалифицированных оценщиков, времени и средств для привлечения сторонних специалистов.


На заметку

Начисление убытка может повлечь уменьшение налоговой базы, что приведет к запросам от налоговиков. Если принимаете решение обесценить объекты основных средств, сразу же подготовьте объяснение для налоговой инспекции

Если же учреждение будет проверять оценочную стоимость, тогда в учете нужно отразить убыток от обесценения. Рассмотрим пример.

Пример 1. Установленная оценочная стоимость автомобиля оказалась ниже остаточной стоимости.

Остаточная стоимость автомобиля по данным учета по состоянию на 31 декабря 2018 года составляет 234 567,89 руб. А оценочная стоимость с учетом повреждений, которые машина получила в ДТП (отремонтированы по ОСАГО), — 123 456,78 руб. Значит, надо начислить обесценение в сумме 111 111,11 руб.:

ДЕБЕТ 4 401 20 274    КРЕДИТ 114 25 412
— отражен убыток от обесценения.

Прежде чем отражать в учете обесценение, это решение надо согласовать с собственником имущества в том порядке, в каком учреждение согласовывает списание основных средств.

Нашли имущество, которое перестало быть активом

При инвентаризации нужно определить, обладает ли имущество признаками актива, с тем чтобы его можно было учесть на балансе. В частности, учреждение должно контролировать объект, а само имущество — иметь полезный потенциал. Эти данные нужны для составления годовой отчетности. Тем более что последняя редакция форм инвентаризационных описей для нефинансовых активов уже содержит специальные графы. Формат инвентаризационной описи не позволяет в этих графах (8 и 9) писать длинный текст. Поэтому нужно выработать и утвердить в учетной политике перечень кодов (скачайте фрагмент учетной политики). Также рекомендуется для каждого объекта, который, по мнению комиссии, не удовлетворяет критериям актива, подготовить подробное разъяснение. Например:


Важно запомнить!

Отсутствие у объекта полезного потенциала и непригодность его к эксплуатации по причине неисправности или износа — это не одно и то же


«Прибор для физиотерапевтических процедур ХХХ, инвентарный № YYYYY, признан объектом, не имеющим полезного потенциала, так как 1 сентября 2018 года истек срок действия выданной учреждению лицензии на физиотерапевтические процедуры, а получение этой лицензии на 2019 год не предусмотрено».

Если в ходе инвентаризации выявлено имущество, которое не удовлетворяет критериям актива, его нужно списать с баланса и принять к учету на забалансовый счет 02 по условной оценке 1 руб.

Пример 2. У учреждения на балансе стоит автомобиль, который не подлежит ремонту. До утилизации имущество списали на забалансовый счет 02 как неактив.

Первоначальная стоимость автомобиля — 200 000 руб., сумма начисленной амортизации — 150 000 руб. В учете учреждения бухгалтер сделал записи:

ДЕБЕТ 4 104 35 411    КРЕДИТ 4 101 35 410
— 150 000 руб. — списана амортизация, начисленная на автомобиль;

ДЕБЕТ 4 401 10 172    КРЕДИТ 4 101 35 410
— 50 000 руб. (200 000 — 150 000) — списана остаточная стоимость автомобиля;

ДЕБЕТ 02
— 1 руб. — принят автомобиль к забалансовому учету.

Если из-за несоответствия критериям из состава активов исключили основные средства, нематериальные или непроизведенные активы, инвентарные карточки (ф. 0504031), заведенные на них, все равно нужно сохранять. Они пригодятся, если учредитель решит передать этот объект другому учреждению, а также на случай возможного восстановления объекта в составе активов.

Обнаружили недостачи, излишки и другие отклонения

Поскольку основная задача инвентаризации нефинансовых активов — проверка правильности отражения в учете остатков, ее следует проводить так.

1. Сначала нужно пересчитать все предметы, которые есть в учреждении, в каждом помещении, коридоре, складе, на территории, в хозяйственных надворных постройках.

2. Затем сверить эти данные с показателями бухучета.

Программа формирует инвентаризационную ведомость с готовым перечнем материальных ценностей и остатками по данным учета. Иногда это приводит к тому, что комиссия выполняет инвентаризацию формально.

В результате инвентаризации могут быть выявлены недостачи, неучтенные объекты или пересортица.


На заметку

Некоторые программы автоматизации учета подталкивают бухгалтера к применению неверного подхода к инвентаризации — к проведению инвентаризации «от данных учета»

Недостача. Она возникает, если предмет отразили в учете, но фактически его нет на территории учреждения и в пользовании у сотрудников. Недостачу списывают, чтобы привести учетные данные в соответствие с фактом. В учете отражают убыток от операций с активами в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 (потери от стихийных бедствий — в корреспонденции со счетом 0 401 20 273). Например, при форс-мажоре по недостающим материалам делают проводку:

ДЕБЕТ 0 401 20 273    КРЕДИТ 0 105 ХХ 440
— списаны недостающие материальные запасы.

Следует уведомить руководителя о недостаче. Он назначит служебное расследование, чтобы найти возможных виновных лиц. Также по распоряжению руководителя будет определена восстановительная стоимость недостающих предметов. В учете отражают задолженность по возмещению ущерба. Решение о том, что учреждение ни с кого не будет взыскивать ущерб, может принять только руководитель, который и будет нести ответственность за такое решение.

Неучтенные объекты. При проверке на территории учреждения могут быть обнаружены предметы, которых нет в учете. Их необходимо классифицировать в соответствии с нормами законодательства об учете и учетной политики учреждения. В зависимости от категории, к которой решат отнести объекты, их следует отразить либо по оценочной стоимости (это касается объектов, которые имеют полезный потенциал и будут числиться на соответствующем балансовом счете), либо по условной оценке 1 руб.

Пересортица. Такая ситуация может случиться, если обнаружена одновременно недостача одних предметов и излишек других. Чтобы обоснованно классифицировать выявленные отклонения как пересортицу, должны выполняться пять условий (см. шпаргалку ниже). При пересортице следует списать недостачу как убыток в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 и оприходовать излишки на ту же самую сумму в корреспонденции с тем же самым счетом.

Шпаргалка

Пять условий пересортицы

1. Пересортица — это проблема, которая возникает при расходовании, значит, пересортица возможна только для расходуемых материальных запасов. 
2. Предметы должны быть однородными, например краска фасадная белая и краска фасадная желтая. Не считается пересортицей отклонение по видам: краска фасадная и краска для пола. 
3. Допустима пересортица только в идентичных количествах. 
4. Перекрывать пересортицей можно излишек только тех предметов, которые ранее поступали в учреждение. 
5. Недопустима пересортица в убыток. Так, нельзя считать пересортицей недостачу 10 банок красной икры и излишек 10 банок кабачковой икры.