Все статьи номера
Не прочитано
1
Январь 2019года
Доходы и расходы

Субсидия на госзадание: как изменился учет и почему учреждению могут не дать деньги


Документ

Федеральный стандарт «Доходы» утвержден приказом Минфина от 27.02.2018 № 32н

С 2019 года к доходам будущих периодов относятся все субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Как в связи с этим изменился учет субсидии, которая поступает учреждению по КФО 4, читайте далее.

Чем отличается учет субсидии в 2019 году от учета прошлого года

В 2018 году учет субсидии на госзадание был таким. Если учредитель заключал соглашение в одном году, а субсидию перечислял в следующем, счет 4 205 31 000 отражали с кредитом счета 4 401 40 131. То есть в учете числились доходы будущих периодов. В доходы текущего года субсидию переносили постепенно — на дату ее перечисления по графику. Когда учредитель подписывал соглашение и перечислял субсидию на выполнение госзадания в одном и том же году, в учете счет 4 205 31 000 отражали в корреспонденции со счетом 4 401 10 131.

131
КОСГУ —

по этому коду отражайте доходы от поступления субсидии на госзадание

Проводки делали на дату предоставления субсидии по условиям соглашения и графика. Также текущими доходами признавали сумму увеличения в текущем финансовом году субсидии на госзадание, если это увеличение вызвано изменением условий соглашения. Главное в статье Скрыть

С 2019 года, если учреждение подписало соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в этом году, в учете признают доходы будущих периодов ожидаемых поступлений.

В учете делают проводку:

ДЕБЕТ 4 205 31 561    КРЕДИТ 4 401 40 131
— отражен доход от субсидии на госзадание в доходах будущих периодов.

То есть все расчеты с учредителем по доходам от субсидий следует отражать только через счет учета доходов будущих периодов — как в первоначальной сумме соглашения, так и в случае изменения объема госзадания в текущем году. В письме от 18.10.2018 № 02-06-10/75016 Минфин отметил, что необходимо применять такой порядок, и пообещал внести все изменения в инструкции по учету в ближайшее время. Прокомментировал эту ситуацию и специалист Минфина Пермского края (см. ниже).

Учитывайте субсидию в доходах будущих периодов

Кирилл ХОЛИН, советник государственной гражданской службы Пермского края 3-го класса, заместитель начальника отдела консолидированной отчетности Минфина Пермского края

С 2019 года субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания, независимо от того, в 2018 или 2019 году учреждение и учредитель заключили соглашение о ее предоставлении, учитывают в доходах будущих периодов. Потому что эта субсидия дается под условие реализации госзадания. По мере его выполнения субсидию переносят в доходы текущего периода.

Как признавать текущие доходы


На заметку

Информацию о доходах с 2019 года будете раскрывать в отчетности. Для этого в пояснительной записке к годовой отчетности нужно указать, какие положения учетной политики учреждения устанавливают особенности признания доходов

С 2019 года текущие доходы из состава доходов будущих периодов надо признавать на основании принятого учредителем отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, а не по графику соглашения, как раньше. Поэтому учредителям, скорее всего, придется пересмотреть свои нормативные документы, которые устанавливают регламент и периодичность предоставления таких отчетов. Возможно, они увеличат количество промежуточных отчетов. Но усиленный контроль со стороны учредителя за выполнением госзадания позволит учреждению быть уверенным, что принятый промежуточный отчет гарантирует правомерность получения субсидии. И вопрос о ее возврате из-за недостижения показателей госзадания не возникнет.

Соответственно, бухгалтеру учреждения предстоит перестроить свою работу. Ведь отчет о выполнении госзадания до сих пор не был первичным бухгалтерским документом-основанием. Следовательно, если ранее такой документ отсутствовал в графике документооборота учреждения и порядке передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете, то сейчас нужно внести это изменение в учетную политику на 2019 год.

Стандарт «Доходы» закрепляет правило: если средства выделяются на определенные цели, то признавать доходы можно только по достижении этих целей. Если это субсидия на выполнение госзадания — значит, оно должно быть выполнено. Главное в статье Скрыть

Почему учреждению могут не дать субсидию

В конце 2018 года статью 241 БК дополнили нормой об ограничении возможности получения субсидий: учреждение не получит деньги из бюджета, если у него есть просроченный или неурегулированный долг перед бюджетом. Правило касается в том числе субсидии на государственное или муниципальное задание.

С этого года у учредителя есть право не перечислять деньги

Кирилл ХОЛИН, советник государственной гражданской службы Пермского края 3-го класса, заместитель начальника отдела консолидированной отчетности Минфина Пермского края

Когда учреждению поступят деньги, бухгалтер зафиксирует операцию на счете 401 40. Пока учреждение не выполнило госзадание, финансового результата нет. Если в течение года государственное (муниципальное) задание не выполнено, учредитель имеет право деньги не перечислять.

Бывают ситуации, когда учреждение с заданием справилось, но субсидию истратило не полностью. Тогда у учредителя остается кредиторка, а у учреждения складывается положительный финансовый результат. Тут следует учесть, что госзадание дается не для того, чтобы создавать прибыль учреждению. Значит, нормативы превышают естественную потребность и рассчитаны неверно.


Документ

Федеральный закон от 28.11.2018 № 457-ФЗ внес изменения в БК. То есть ограничение при предоставлении субсидий утверждено на постоянной основе и распространено на все учреждения и бюджеты всех уровней

В случае недофинансирования учреждения в бухгалтерском учете нужно признавать дебиторскую задолженность учредителя на сумму недополученной субсидии. Об этом сказано в письме Минфина от 11.10.2018 № 02-07-10/73166. Такая задолженность не отвечает признакам безнадежной к взысканию, которые установлены Бюджетным кодексом.

Ведомство уточняет, что дебиторская задолженность учредителя, ранее принятая к учету, не соответствует критериям актива, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы», если:

1) нет предпосылок предъявлять требования по исполнению задолженности учредителя перед учреждением. Это касается и обязательств, которые возникают в связи с недофинансированием субсидии на госзадание;


Документ

Федеральный стандарт «Концептуальные основы» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н

2) учредитель не предполагает предоставлять учреждению из бюджета субсидии на исполнение (погашение) обязательств, которые приняты под ожидаемые поступления субсидий (кредиторских задолженностей).

Такие объекты бухгалтерского учета надо реклассифицировать и относить на забалансовые счета. У бюджетного и автономного учреждения дебиторская задолженность учредителя реклассифицируется на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Главное в статье Скрыть

На заметку

Когда признавать текущие доходы по целевым субсидиям

По целевой субсидии доходы будущих периодов нужно признавать в составе текущих доходов только по достижении объявленных целей, а не по отчету о расходовании средств целевой субсидии, как это было в 2018 году и ранее. То есть учредителям придется вносить изменения в свои регламенты по предоставлению целевых субсидий: закреплять порядок признания расходов на основании отчета о достижении целей субсидии, разрабатывать критерии достижения целей субсидии и т. п. Отметим, что на сегодняшний день какие-либо рекомендации по форме отчета о достижении фактических целей выделения целевой субсидии отсутствуют.