Все статьи номера
Не прочитано
1
Январь 2019года
Работники

Это не ваше дело, или Что не входит в обязанности бухгалтера

Эмма ДИВАЕВА, эксперт журнала «Учет в учреждении»


На заметку

Профстандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н

В стандарте «Бухгалтер» указаны требования, которым должен отвечать сотрудник бухгалтерии: образование, стаж работы и должностные обязанности. Однако в государственных учреждениях профстандарт носит рекомендательный характер (ст. 195.3 ТК, п. 6, 7 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253). Он обязателен, когда требования к квалификации устанавливают законы, например, к главбухам некоторых организаций, среди которых госучреждения не значатся (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). К рядовому бухгалтеру учреждений требований в законах не прописано.

Зачастую в учреждениях, где нет юристов и кадровиков, многие задачи руководитель поручает главбуху. Постепенно чужих обязанностей у него становится так много, что на свои рабочего времени не хватает. Особенно обидно, если работодатель не доплачивает за дополнительную нагрузку.

Что бухгалтер должен выполнять, а что нет? На этот вопрос ответит должностная инструкция. Такие же рекомендации дает чиновник финансового ведомства.

Поделите зоны ответственности

Кирилл ХОЛИН, советник государственной гражданской службы Пермского края 3-го класса, заместитель начальника отдела консолидированной отчетности Минфина Пермского края

Нередко бухгалтеры работают по принципу «мы так привыкли» или «так исторически сложилось». Но если у бухгалтера много работы и он перегружен несвойственными ему трудовыми функциями, тогда он должен предложить работодателю пересмотреть его должностную инструкцию. Полномочия бухгалтера — делать проводки. В его должностные обязанности не входит, например, расчет заработной платы. Это не полномочия бухгалтера, а отдельное полномочие другого сотрудника, например экономиста. То есть один сотрудник должен рассчитать заработную плату, а другой — сделать бухгалтерские проводки, чтобы выплатить эту зарплату.

Что взять за основу для должностной инструкции

Когда учреждение составляет инструкцию бухгалтера, оно должно использовать три нормативных документа:

1) Общероссийский классификатор занятий ОК 010–2014 (МСКЗ-08) (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст);

2) квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37;

3) профстандарт «Бухгалтер».

Удобно взять за основу профстандарт «Бухгалтер» и разработать для каждого сотрудника должностную инструкцию в соответствии с тем участком, на котором он трудится. В электронной версии журнала (e.budgetnik.ru) мы подготовили примеры должностных обязанностей бухгалтеров для разных участков работы. Воспользуйтесь ими, когда будете составлять инструкции, или проверьте по образцам свою собственную.


На заметку

Кассиры относятся к служащим сферы обслуживания (код 421 по ОК 010–2014). Бухгалтерами они не считаются

Стандарт разделил работников бухгалтерии на две группы.

Первая — работники, которые отвечают за составление и представление финансовой отчетности. Это главные бухгалтеры.

Вторая группа — работники, в чьи должностные обязанности входит ведение бухгалтерского учета. Это рядовые бухгалтеры. Стандарт относит к категории бухгалтеров служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом. Следовательно, бухгалтер может не знать всех участков учета.

На слайдах мы показали основные должностные обязанности для бухгалтеров. Нажимайте на стрелки на слайдах или на точки внизу.

Как избавиться от чужой работы

Постоянный аврал на работе, большая загрузка непрофильной работой приводят не только к физической усталости, но и к психологическому выгоранию. В результате работодатель не сократит расходы учреждения, а потеряет сотрудника. Поэтому бухгалтеру нужно проанализировать работу, которую он фактически выполняет, и постараться оптимизировать свои трудозатраты.

Надо зафиксировать свои обязанности в должностной инструкции и напоминать о ней руководителю, когда он придет с новыми поручениями. Это ваш основной аргумент, чтобы отказаться от лишней работы или потребовать за нее дополнительную оплату.

Изучите должностные обязанности и оптимизируйте трудозатраты

Ирина БАРИНОВА, методолог отдела контроля качества услуг и методологии «Интеркомп ЦБУ»

Бухгалтер должен инициировать разговор с руководством и рассказать о своей загруженности, а также предложить пути решения сложившейся ситуации. Например, чтобы вам не выполнять работу курьера, отвозить и забирать документы в соответствующих органах, когда физическое присутствие бухгалтера не требуется, можно поручить водителю учреждения. Заключать договоры на передачу документов можно по телекоммуникационным каналам связи.

Если объем работы юриста и кадровика небольшой, можно предложить принять на работу юриста и возложить на него функции кадровика, а не взваливать все на бухгалтера. Кроме того, можно передать ведение кадрового делопроизводства специалистам аутсорсинговой компании. Это позволит снизить риск претензий со стороны контролирующих органов и предупредит трудовые споры.

Если у каждого сотрудника есть актуальная должностная инструкция, меньше возникает конфликтов по работе.

Нужно правильно распределять обязанности

Наталья МИНАЕВА, заместитель директора, главный бухгалтер ГАУК г. Москвы «Парк культуры и отдыха „Сокольники“»

Сотрудники, ответственные за ведение договоров и прочей документации, не любят бухгалтеров за требовательность, за то, что те заставляют переделывать документы, если есть неточности, и сдавать их в срок. Привыкли, что бухгалтер за них все сделает, а это неправильно. Особенно часто с опозданием сдают закрывающие документы (акты и т. д.), которые для бухгалтера очень важны при закрытии отчетного периода. Однако если прописать в должностной инструкции каждого сотрудника, кто за что отвечает, то бухгалтерия будет меньше нервничать. А другие подразделения станут более ответственными. Отдел закупок иногда, конечно, ропщет на бухгалтерию, в частности на сотрудников, которые, по его мнению, должны при формировании плана закупок осуществлять подбор закупок по ОКПД и КПГЗ. Но я считаю, это обязанность отдела закупок. Чтобы не было конфликтов, нужно прописать, что входит в обязанности сотрудника отдела закупок, а что в обязанности бухгалтера.

Надо правильно распределять обязанности, качественно выполнять работу и трудиться в команде.

Помимо составления актуальной должностной инструкции, Минфин настаивает на том, чтобы учреждения указывали в конкретном нормативно-правовом акте и Ф. И. О. ответственных за первичный документ сотрудников.

Персонализируйте ответственность

Кирилл ХОЛИН, советник государственной гражданской службы Пермского края 3-го класса, заместитель начальника отдела консолидированной отчетности Минфина Пермского края

По мнению Минфина, каждый сотрудник в учреждении должен знать свои правовые обязанности. Например, если бухгалтеру вовремя не сдадут первичку, он не сможет правильно составить отчетность. Поэтому в локальных актах необходимо прописать персональную ответственность сотрудников. Например, в графике документооборота укажите должность ответственного за первичный документ, сам первичный документ и срок, в который этот сотрудник обязан представить его в бухгалтерию. Например, так: «Специалист отдела кадров Иванов А.П. должен сдать в бухгалтерию табель учета рабочего времени за отчетный месяц не позднее 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем». Кроме того, пропишите способ, которым должностное лицо представляет документ: электронный, на бумаге и т. д.

Что делать, если дают новые обязанности


На заметку

Если должностная инструкция — это приложение к трудовому договору, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору. Если самостоятельный документ, то составьте инструкцию в новой редакции или внесите в нее изменения

Если работодатель хочет добавить в инструкцию бухгалтера обязанности по другой должности, последнему надо решить, соглашаться ли с этим и на каких условиях. Работодатель не вправе уволить из-за отказа от дополнительных обязанностей, затрагивающих трудовую функцию. То есть бухгалтер может трудиться на прежних условиях (ст. 379, ч. 1 ст. 81 ТК).

Иногда новые обязанности меняют трудовую функцию сотрудников. Если это так, работодателю необходимо получить согласие работника. Затем внести изменения в должностную инструкцию и утвердить изменения приказом.

За дополнительную нагрузку можно попросить доплату. Но следует помнить, что повысить сотруднику зарплату за увеличенную нагрузку — это право работодателя, а не обязанность. Поэтому, прежде чем соглашаться, нужно уточнить, как изменения повлияют на зарплату.

За новые обязанности требуйте доплату

Ирина БАРИНОВА, методолог отдела контроля качества услуг и методологии «Интеркомп ЦБУ»

Из профстандарта «Бухгалтер» следует, что бухгалтер должен вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность. Именно эта трудовая функция и квалификационные требования по должности «бухгалтер» должны быть прописаны в трудовом договоре (ст. 57 ТК). Если на сотрудника возлагают дополнительные обязанности, не предусмотренные инструкцией, с ним необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Ведь в результате этого происходит увеличение нагрузки на сотрудника. А за дополнительно выполняемую работу бухгалтер должен получать дополнительный заработок. Помните, что перегрузка бухгалтера повышает риск возникновения ошибок, что, в свою очередь, повлечет наложение штрафных санкций на учреждение и его должностных лиц.