Все статьи номера
Не прочитано
2
Февраль 2019года
Доходы и расходы

Доходы этого года учитывайте по новой методике Минфина

Елена КРАВЧЕНКО, методолог компании «БАРС», преподаватель бухгалтерского учета, налогообложения, экономического анализа учебного центра «Интеллект-Сервис», главный бухгалтер


Документ

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина от 27.02.2018 № 32н

Какие новые коды КОСГУ появились

Чиновники изменили наименования двух доходных статей КОСГУ и ввели одну новую статью. Напомним: группировку расчетов производят в разрезе видов поступлений, которые предусмотрены планом ФХД по аналитическим группам счета 0 205 00.

Соотношение счетов и статей — в таблице 1. Главное в статье Скрыть

Таблица 1. Аналитические группы счета 0 205 00

Аналитические группыДоходный код КОСГУ
10 «Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование»

20 «Расчеты по доходам от собственности»

30 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

40 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»

50 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера»

60 «Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера»

70 «Расчеты по доходам от операций с активами»

80 «Расчеты по прочим доходам»
110 «Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование»

120 «Доходы от собственности»

130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»

150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера»

160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»

170 «Доходы от операций с активами (кроме операций по переоценке средств в иностранной валюте)»

180 «Прочие доходы»

Распределяют расчеты по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам счета 0 209 00 с теми же статьями КОСГУ, что и по счетам группы 0 205 00:

  • 30 «Расчеты по компенсации затрат»;
  • 40 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;
  • 70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;
  • 80 «Расчеты по иным доходам».

Второй разряд аналитических групп синтетического счета 0 205 00 соответствует новым и уточненным подстатьям КОСГУ из нового Порядка № 209н. Аналитика счета 0 209 00 осталась без изменений по сравнению с прошлым годом.


Документ

Порядок применения КОСГУ утвержден приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н

По нормам обновленной Инструкции № 157н в разрядах 24–26 номера счета применяют код КОСГУ, соответствующий экономической сущности фактов хозяйственной жизни. Напомним, что статьи 560 и 660 КОСГУ детализировали группами, соответствующими классификатору институциональных секторов экономики (КИСЭ):

  • государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;
  • финансовые и нефинансовые организации государственного сектора;
  • иные нефинансовые организации;
  • иные финансовые организации;
  • некоммерческие организации и физические лица — производители товаров, работ, услуг;
  • физические лица;
  • наднациональные организации и правительства иностранных государств;
  • нерезиденты.

Термины «организации государственного сектора», «нефинансовые организации», «финансовые организации» раскрыты в Порядке № 209н:


Важно запомнить!

Подстатьи 568–668 и 569–669 КОСГУ бухгалтеры будут применять с 2020 года, остальные новые детализированные коды используют с этого года

«…к организациям государственного сектора отнесены унитарные предприятия, а также юридические лица, в чьем уставном капитале доля сектора государственного управления превышает 50 процентов».

    «…к нефинансовым организациям относятся организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ, к финансовым — в первую очередь банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций».

      Приведем пример применения детализированных кодов КОСГУ.

      Пример. Подстатьи 561–661 КОСГУ бюджетные и автономные учреждения применяют в расчетах с учредителями по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и иным целевым, бюджетным инвестициям.

      Подстатьи с кодами 3–7 в третьем разряде используют в расчетах с заказчиками — в зависимости от того, к какой группе они относятся. Так, если это расчеты с заказчиком — физическим лицом, то применяют подстатьи 567–667 КОСГУ, если с юридическим лицом коммерческого сектора (ООО или ОАО) — подстатьи 564–664 КОСГУ.

      Детализированные доходные статьи КОСГУ мы привели в интерактивном перечне. Кликайте на группировочный код, смотрите подстатьи КОСГУ.  Главное в статье Скрыть

      Учет доходов

      Поступления от налоговых доходов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное соцстрахование учитывают по группе счета 0 205 10 000. Бюджетные и автономные учреждения данный счет не используют.

      Рассмотрим, как применять оставшиеся аналитические группы счета 0 205 00 и статьи КОСГУ.


      Документ

      Стандарт «Аренда» утвержден приказом Минфина от 31.12.2016 № 258н

      Расчеты по доходам от собственности

      В группе 0 205 20 000 учитывают доходы от собственности. Порядок признания доходов в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков и других природных объектов, возникающих по договорам аренды (имущественного найма) или договорам безвозмездного пользования, регулируется стандартом «Аренда» и в 2019 году не изменился.

      К группе 0 205 20 000 также относятся доходы от процентов по остаткам средств на счетах, доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Последний вид доходов будет описан в стандарте «Нематериальные активы». Сейчас оба вида доходов признают в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода в оценке, предусмотренной условиями договоров (контрактов, соглашений):

      ДЕБЕТ 0 205 20 560    КРЕДИТ 0 401 10 120
      — признаны доходы по соответствующей аналитической группе счета (205 24 и 205 28), по подстатьям групп 560 и 120 КОСГУ.

      На счете 0 205 29 000 с этого года отражают доходы от платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам:

      • социального найма;
      • найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
      • найма специализированных жилых помещений, к которым относятся общежития.

      Об этом сказано в пункте 9.2.9 Порядка № 209н. Таким образом, в 2019 году расчеты за предоставление в пользование жилых помещений в общежитиях ведут по-новому (см. табл. 2). Главное в статье Скрыть

      Таблица 2. Как отражать по-новому доходы от платы за общежитие

      До 2019 годаС 2019 года

      До начала применения Порядка № 209н доходы от расчетов за предоставление в пользование жилых помещений в общежитиях начисляли так:

      ДЕБЕТ 2 205 31 560    КРЕДИТ 2 401 10 131
      — отражены доходы в сумме, включающей в себя плату на наем, возмещение стоимости коммунальных услуг и стоимости дополнительных платных услуг, которые проживающий в общежитии согласился принять и оплачивать (при наличии)

      С этого года доходы от расчетов за предоставление в пользование жилых помещений в общежитиях начисляют так:

      ДЕБЕТ 2 205 29 567    КРЕДИТ 2 401 10 129
      — отражена плата на наем;
      ДЕБЕТ 2 209 34 567    КРЕДИТ 2 401 10 134
      — отражено возмещение коммунальных расходов;
      ДЕБЕТ 2 205 31 567    КРЕДИТ 2 401 10 131
      — отражены дополнительные платные услуги.

      Начисление (признание) доходов производится в том же порядке, что и ранее, — за каждый месяц оказанной услуги

      Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

      В группе 0 205 30 000 учитывают доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсаций затрат. К ним относятся и расчеты с учредителем по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. В стандарте «Доходы» они классифицированы как доходы от реализации, и в порядке их признания есть существенные изменения. На основании соглашения о выделении субсидии в бухгалтерском учете признают доходы будущих периодов:

      ДЕБЕТ 4 205 31 561    КРЕДИТ 4 401 40 131
      — отражены доходы от субсидии на госзадание.

      Текущие доходы признают в сумме выполненного государственного (муниципального) задания и оформляют записи бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

      В учете делают проводку:

      ДЕБЕТ 4 401 40 131    КРЕДИТ 4 401 10 131
      — признаны доходы текущего периода.


      Важно запомнить!

      Основанием признания доходов от выполнения государственного (муниципального) задания стало его выполнение, а не график платежей, установленный в соглашении, как ранее

      Стандарт «Доходы» ввел термин «условия передачи активов». Это означает, что в учете принимающей стороны доходы признают только по факту достижения определенных целей и результатов. Если цели не достигнуты, то передающая сторона вправе потребовать возвращения ранее переданных активов, которыми могут быть субсидии, гранты, другие безвозмездные поступления. Следовательно, если страховая компания, выплачивающая средства обязательного медицинского страхования, введет подобное условие в соответствующее соглашение между нею и медицинской организацией, оказывающей услуги по программе ОМС, в этом случае доходы у медицинского учреждения будут признаваться аналогично:

      ДЕБЕТ 7 205 32 564    КРЕДИТ 7 401 40 132
      — отражены доходы в сумме заключенного со страховой компанией договора на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС;
      ДЕБЕТ 7 401 40 132    КРЕДИТ 7 401 10 132
      — отражены доходы текущего периода по факту оказанных услуг.

      В этой же группе отражают расчеты по условным арендным платежам, порядок их признания остался прежним.

      Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям


      На заметку

      Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба отражают по группе 0 205 40 000. 
      Бюджетные и автономные учреждения эти счета не применяют

      В группу 0 205 50 000 включают расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера. А в группу 0 205 60 000 — расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера.

      Следующие две аналитические группы можно рассмотреть вместе, поскольку порядок признания доходов по ним одинаков. Так, бюджетные и автономные учреждения в 2019 году используют счета 0 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 0 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления». По ним показывают доходы от целевых субсидий, которые могут иметь текущий и капитальный характер.

      Поступления капитального характера — это средства, направленные с целью увеличения внеоборотных средств (основных фондов) у получателя. Текущие не приводят к такому увеличению. В доходы капитального характера включают еще и доходы от полученных бюджетных инвестиций. Иные целевые субсидии и бюджетные инвестиции обязательно имеют «условия передачи активов», то есть заданные результаты, которые учреждение должно достичь. Правила признания доходов по таким поступлениям аналогичны признанию доходов от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания:

      ДЕБЕТ 5 205 52 561 (5 205 62 561)    КРЕДИТ 5 401 40 152 (5 401 40 162)
      — признаны в учете доходы от целевой субсидии текущего (капитального) характера;
      ДЕБЕТ 6 205 62 561    КРЕДИТ 6 401 40 162
      — признаны в учете доходы при подписании соответствующего соглашения о выделении бюджетной инвестиции;
      ДЕБЕТ 5 401 40 152    КРЕДИТ 5 401 10 152
      или
      ДЕБЕТ 5 401 40 162 (6 401 40 162)    КРЕДИТ 5 401 10 162 (6 401 10 162)
      — начислены доходы в сумме, подтвержденной отчетом о достижении целевых показателей (выполнение условия при передаче активов).

      Подобные безвозмездные поступления текущего и капитального характера (гранты, пожертвования, организационные или членские взносы) возможны не только от учредителя, но и от иных секторов экономики, и тогда расчеты и доходы по таким поступлениям отражают по тем же правилам на счетах:

      • 0 205 54 000, 0 205 64 000 — по поступлениям от государственного сектора;
      • 0 205 55 000, 0 205 65 000 — по поступлениям от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора).

      Шпаргалка

      Условные арендные платежи

      Отражение в бухгалтерском учете доходов по условным арендным платежам возможно только при наличии договора аренды или договора безвозмездного пользования имуществом, возмещение содержания которого признается условными арендными платежами. Иными словами, если есть показатель доходов по подстатье 135 КОСГУ в отчетности, значит, должен быть показатель по подстатье 121 КОСГУ. Когда возмещают затраты на содержание имущества вне рамок договора аренды (безвозмездного пользования), то доходы проводят как доходы от компенсации затрат, то есть по подстатье 134 КОСГУ.

      Расчеты по доходам от операций с активами


      На заметку

      В 2018 году расчеты по реализации имущества бюджетных и автономных учреждений отражали с применением счета 209 89 «Расчеты по иным доходам»

      Группа 0 205 70 000 предназначена для отражения доходов от операций с активами. С 2019 года расчеты по доходам от реализации имущества учреждения учитывают на счетах группы 0 205 70 000 по видам активов:

      • 0 205 71 000 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами»;
      • 0 205 72 000 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами»;
      • 0 205 73 000 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»;
      • 0 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами»;
      • 0 205 75 000 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами».

      Начисленная дебиторская задолженность покупателя корреспондирует с доходами будущих периодов по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов. В учете делают проводки:

      ДЕБЕТ 2 205 70 560    КРЕДИТ 2 401 40 172
      — начислены доходы по аналитическим счетам, соответствующим категориям выбывающего имущества, и подстатьям группы 560 КОСГУ;
      ДЕБЕТ 2 401 40 172    КРЕДИТ 2 401 10 172
      — отражены доходы текущего периода по завершению расчетов и при переходе права собственности.

      Когда реализация таких условий не предусматривается, доходы признаются сразу в составе текущих.

      Расчеты по прочим доходам

      Прочие доходы — это группа 0 205 80 000, где отражают расчеты по невыясненным поступлениям (счет 0 205 81 000) и расчеты по иным доходам (счет 0 205 89 000). Но есть вполне оправданные сомнения в ее необходимости. Ведь все доходы, ранее учитываемые в составе данной группы, перенесены на иные статьи КОСГУ и аналитические счета расчетов. Можно предположить, что счет 0 205 89 000 на практике применяться не будет.

      На заметку

      Неденежные поступления в сектор государственного управления

      В Порядке № 209н выделены доходы от неденежных поступлений — статья 190 КОСГУ. Она детализирована подстатьями 191–199 КОСГУ с разбивкой по характеру поступлений (текущие, капитальные) и отправителя поступлений (сектор государственного управления, физические лица, организации государственного сектора, организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)).

      Безвозмездное получение имущества отражают по дебету счета 0 100 00 300 и кредиту счета 0 401 10 190 по соответствующим счетам учета нефинансовых активов. Такой же корреспонденцией отражают и излишки, выявленные по результатам инвентаризации, а также принятие к учету объектов нефинансовых активов, полученных по результатам исполнения учреждением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.