Все статьи номера
Не прочитано
3
Март 2019года
Контроль

Когда ревизоры выпишут предписание за нецелевое использование

Валерия СУСЛИКОВА, эксперт журнала «Учет в учреждении»

К бюджетным учреждениям, их должностным лицам применяют административную ответственность за нецелевое использование средств по статье 15.14 КоАП. Так, наказание грозит, если израсходовать субсидию, полученную из бюджета, полностью или частично на цели, которые не установлены соглашением. Об этом сказано в письме Минфина от 13.07.2017 № 02-09-05/44583.

Расходы не соответствуют целям деятельности учреждения

Руководитель учреждения может направить средства субсидии, которую получили на выполнение госзадания, на цели, напрямую не связанные с его выполнением. При этом чиновники считают, что такие расходы не должны повлиять на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в госзадании (письмо № 02-09-05/44583). Рассмотрим пример.

Что случилось. Учредитель и учреждение заключили соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на стимулирующие выплаты сотрудникам. По соглашению техникум обязался использовать деньги по целевому назначению — выплатить премии работникам, которые заняты в основной деятельности. Однако бухгалтерия перечислила часть средств работникам столовой техникума. Департамент бюджетно-финансового контроля провел ревизию в учреждении и выявил нецелевое использование средств. На техникум наложили штраф в размере 38 148 руб. Но учреждение не согласилось с таким решением и обратилось в суд с просьбой об отмене санкции.

Что решил суд. Департамент бюджетно-финансового контроля выиграл дело. Учреждение оштрафовали на 5 процентов от суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП).

Аргументы суда. Техникум нарушил соглашение, выплатив за счет средств субсидии на госзадание премии работникам, которые были не заняты в основной деятельности учреждения. Тем более что в уставе техникума на момент выплаты премии не была указана приносящая доход деятельность по организации общественного питания и реализации продуктов питания и напитков.

Учреждение содержит арендованное имущество


Документ

Положение о формировании государственного задания утверждено постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640

По общему правилу за счет субсидии, выделенной из бюджета на выполнение госзадания, учреждение может содержать имущество, которое закреплено за ним на праве оперативного управления (п. 11 Положения № 640, п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). При этом в расчетах объема субсидии можно учесть иные нормативные затраты на содержание имущества, которые непосредственно связаны с оказанием услуг (выполнением работ). Таким образом, когда проверяющие выносят решение о нецелевом использовании средств субсидии, они должны представить неоспоримые доказательства того, что расходы не связаны с основной деятельностью учреждения. В противном случае решение ревизоров можно оспорить в суде. Рассмотрим пример.

Что случилось. Ревизоры привлекли учреждение к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств по статье 15.14 КоАП. За счет средств субсидии на выполнение госзадания учреждение содержало имущество, ему не принадлежавшее.

Что решил суд. Учреждение выиграло дело. Решение проверяющих о нецелевом использовании бюджетных средств и постановление о привлечении к административной ответственности суд признал неправомерными.

Аргументы суда. Несмотря на то что имущество не было закреплено за учреждением, оно представило суду доказательство, что расходы на его содержание относятся к регулярным расходам, непосредственно связанным с оказанием услуг, осуществляемых в рамках государственного задания.

Контролируйте расходы учреждения

Флюза БЕЛОКОНЕВА, генеральный директор ООО «Аудиторская организация „БиС-эксперт“»

Учреждение посредством внутреннего контроля должно анализировать свои расходы на предмет их обоснованности и целевого назначения. Если есть отклонения, надо предпринять меры, направленные на урегулирование ситуации. Особенно это важно, когда речь идет о технических ошибках или при необходимости корректировок по КВР и кодам КОСГУ в связи с внесением изменений в нормативные документы, регламентирующие их применение. Если при мониторинге расходов выявят факты того, что учреждение провело расходы не в соответствии с плановыми показателями, необходимо установить причины произошедшего.

Учреждение неверно применило код КОСГУ

Могут ли привлечь за нецелевку, если неверно применить код КОСГУ? Минфин считает, что, поскольку с 1 января 2016 года сфера применения КОСГУ изменена (коды применяют только для бухучета и отчетности), эта классификация не определяет целевого характера расходов (письмо от 22.12.2017 № 02-05-10/86147).

Если невозможно однозначно установить, какой код применять (расходы можно отнести на различные подстатьи КОСГУ), то учреждение вправе на основании профессионального суждения своего специалиста отнести финансовые расходы за счет средств, выделенных на госзадание, на любую из возможных к применению подстатей КОСГУ. В таком случае расходы не будут нецелевыми. Чтобы усилить свою позицию, надо максимально увязывать показатели по расходам с показателями плана ФХД.

Исправьте кассовые выплаты

Флюза БЕЛОКОНЕВА, генеральный директор ООО «Аудиторская организация „БиС-эксперт“»

Фактические расходы должны соответствовать по КВР и коду КОСГУ расходам, отраженным в заявках на кассовый расход. Если при анализе платежей выяснится, что в платежных документах допущены ошибки в КВР и кодах КОСГУ, то надо в течение текущего финансового года уточнить записи на лицевом счете. Необходимость в уточнениях возникает, например, когда в бюджетную классификацию вносят дополнения либо классификация, по которой ранее были произведены расходы, изменяется или уточняется на основании правовых актов Минфина. Для того чтобы произвести замену кассового расхода, учреждение представляет в казначейство уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.