Все статьи номера
Не прочитано
6
Июнь 2019года
Доходы и расходы

Подробный расчет: сколько нужно моющих и дезинфицирующих средств для уборки

Ольга ФУЦАЙ, шеф-редактор журнала «Учет в учреждении», преподаватель Школы Главбуха государственного учреждения

Ни одно учреждение не может обойтись без дезинфицирующих средств, средств для уборки и без затрат, которые связаны с использованием данных ресурсов. По сравнению с расходами на оплату труда эти затраты невелики, но тоже значимы. Поэтому, если учреждение утвердит нормы расхода для таких препаратов, удастся сэкономить деньги. Ведь со временем учреждение научит персонал внимательно и бережно относиться к используемым средствам. С нормами моющие и чистящие средства будут всегда в наличии, а значит — обеспечены регулярные уборки. Еще один плюс — ревизоры не упомянут в акте проверки о неэкономном использовании средств субсидии.

Поэтому рекомендуем определиться с нормами расходов уже сейчас, чтобы рационально запланировать затраты на будущий год. Высвободившиеся деньги можно будет направить на другие нужды учреждения.

Есть ли утвержденные нормы

Законодательно утвержденных норм и расчетов норм для уборки помещения, мытья посуды, пола, стекол не существует. Иногда их утверждают на муниципальном или ведомственном уровне, и тогда учреждение обязано их придерживаться. Например, Минсоцразвития Московской области выпустило для подведомственных учреждений нормы потребления материальных ресурсов при оказании государственных услуг (распоряжение от 30.12.2016 № 19РВ-103). Но чаще потребность в моющих и чистящих средствах приходится рассчитывать самостоятельно исходя из фактических данных о расходе за какой-то определенный период времени. Также можно воспользоваться рекомендациями производителя о норме расхода — они есть в инструкции к соответствующим средствам.

С какой периодичностью убираться

Прежде чем установить нормы расхода моющих средств, изучите стандарты оказания услуг и выполнения работ. Например, данные о норме уборки школы возьмите из СанПиН 2.4.2.2821–10. Так вы определите, сколько раз и где надо проводить уборку (см. табл. 1). Главное в статье Скрыть

Таблица 1. Виды и периодичность уборки

Где и что убирать (мыть) Вид и периодичность уборки Примечание
Все помещения общеобразовательного учреждения Ежедневная влажная уборка с применением моющих средств Учебные и вспомогательные помещения убирают после уроков при открытых окнах или фрамугах. Если школа работает в две смены, уборку проводят после каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации Влажная уборка после каждой перемены — 
Помещения интерната при школе Ежедневная влажная уборка с применением моющих средств не реже одного раза в сутки — 
Все помещения школы и интерната при общеобразовательном учреждении Генеральная уборка не реже одного раза в месяц Генеральную уборку проводит технический персонал с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств. Школьников к генеральной уборке привлекать нельзя
Вытяжные вентиляционные решетки Ежемесячное очищение от пыли — 
Спальные помещения при общеобразовательном учреждении и интернате Проветривание при открытых окнах во время каждой генеральной уборки Смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Перед началом учебного года постельные принадлежности подвергают обработке в дезинфекционной камере
Санитарно-техническое оборудование Ежедневное обеззараживание Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы, сидения на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке
Медицинский кабинет Обеззараживание помещения и предметов обстановки, дезинфицирование медицинских инструментов Необходимо соблюдать указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения. Предпочтение отдают стерильным медицинским изделиям одноразового применения
Уборочный инвентарь После каждой уборки промывать с использованием моющих средств, ополаскивать проточной водой и просушивать Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте
Спортивный инвентарь Ежедневная обработка моющими средствами. Спортивный ковер ежедневно пылесосят. Не менее трех раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Спортивные маты ежедневно протирают мыльно-содовым раствором Спортивный инвентарь, размещенный в зале, в конце каждой учебной смены протирают увлажненной ветошью, металлические части — сухой ветошью. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут

Какие средства использовать


Совет

Дезинфицирующие и моющие средства храните в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией и в местах, недоступных для детей

Какого-то единого перечня средств, рекомендованных к применению в учреждениях, нет. Но можно встретить рекомендации по химическому составу, концентрации и свойствам препаратов, используемых, например, в школах или детских садах.

Ключевым требованием к средствам для уборки в образовательных учреждениях является государственная регистрация в соответствии с требованиями Госкомсанэпиднадзора.

Кроме того:

— препараты должны обладать хорошей смачиваемостью, высокой моющей способностью и смягчающими свойствами; 
— компоненты в составе средств не должны вызывать аллергических реакций со стороны кожных покровов, слизистых и органов дыхания; 
— средства должны быть универсальными, справляться с большинством видов загрязнений;
— препараты должны быть экономичными в расходе, иметь определенную концентрацию для разведения в воде.

Также в качестве ориентира можно использовать письмо Роспотребнадзора от 25.01.2006 № 0100/626-06-32. Оно неновое, но в нем содержится перечень зарегистрированных в России вирулицидных дезинфицирующих средств. И есть исчерпывающая информация о разрешенных моющих средствах. Смотрите их в интерактивном перечне ниже. Нажмите на кнопку и увидите список средств. Главное в статье Скрыть

Как рассчитать нормы

Покажем на примерах, как рассчитать потребность учреждения в моющих и дезинфицирующих средствах. Отметим, что рациональнее устанавливать нормы в литрах, граммах, штуках и т. д. Поскольку у одного и того же средства в зависимости от производителя может быть разная тара. Также учтите, что нормы для сезонной уборки лучше утвердить отдельно, а не на месяц. Иначе может получиться, что, например, средство для мытья окон придется выдавать техничкам по 0,5 бутылки в месяц, а это, согласитесь, неудобно. Ведь зимой, как правило, его вообще не требуется, а пик приходится на весенние и летние месяцы.

Проведите замеры

Нормы определите опытным путем, то есть установите их согласно расходованию средств за какой-то конкретный период. Давайте рассмотрим на примере, как установить норматив для группы детского сада с наполняемостью 25 человек.

Базовый период — с января по июнь. Расход вы можете увидеть в таблице 1 (см. выше). На основании этих данных рассчитаем средний расход каждого средства. Таким образом, мы получим средний показатель расхода каждого из перечисленных препаратов на одну группу (см. табл. 3 и табл. 4).

Таблица 3. Расход по данным за шесть месяцев

Месяцы Чистящее средство, 1 л («Доместос», «Сарма» и т. п.) Порошок чистящий, 750 г («Пемолюкс», «Сода-эффект» и т. п.) Средство для дезинфекции, 5 л («Макси-Дез», «Сульфохлорантин Д») Моющее средство для стекол, 750 мл («Ника», «Мистер Мускул» и т. п.) Средство моющее универсальное, 5 л («Прогресс» и т. п.)
Январь 3 3 2 —  1
Февраль 2 2 —  —  2
Март 2 3 2 —  1
Апрель 3 3 —  3 1
Май 3 2 2 —  1
Июнь 2 2 -—  2
Итого1515638

Таблица 4. Средний расход средств

ПериодЧистящее средство, 1 л Порошок чистящий, 750 г Средство для дезинфекции, 5 л Моющее средство для стекол, 750 млСредство моющее универсальное, 5 л 
За 6 месяцев 15 15 6 3 8
В среднем за 1 месяц 2,5 2,5 1 0,5 1,33

Изучите инструкцию

Чтобы воспользоваться нормами, установленными производителем, необходимо принять в расчет площадь обрабатываемого помещения, количество предметов и периодичность использования.

Потребность в моющем средстве для проведения ежедневных и генеральных уборок на месяц (квартал, год) определяйте по формуле:

Общее количество средства=0,01 ×Норма расхода раствора в литрах на 1 м² согласно инструкции по применению×Kоэффициент, равный величине концентрации раствора препарата (%)×
×Кратность обработок в сутки×Количество суток в расчетном периоде×Площадь обрабатываемых поверхностей (м2)

Площадь обрабатываемых поверхностей при проведении генеральных уборок рассчитывайте по формуле:

Площадь обрабатываемых поверхностей=Площадь пола+Площадь дополнительно обрабатываемых поверхностей (подоконников, оборудования, мебели и т. д.)

Рассмотрим пример.


Совет

Составьте инструкцию, какие средства и в каких количествах необходимо расходовать. Понятная инфографика даст наглядное представление сотрудникам, занимающимся уборкой, сколько надо расходовать препарата

Пример 1. В школьной столовой необходимо проводить дезинфекцию поверхностей, мебели и оборудования ежедневно один раз в сутки.

Экономист рассчитал потребность в дезинфицирующем средстве на один месяц. По инструкции концентрация раствора, необходимая для проведения дезинфекции поверхностей, мебели и оборудования в помещениях по противобактериальному режиму, составляет 0,2 процента при экспозиции 15 минут.

Норма расхода раствора при протирании поверхностей — 0,1 л/кв. м. При выполнении расчета месячной потребности в дезсредстве количество суток в расчетном периоде составляет 22.

Исходные данные экономист подставил в формулы. Сначала он нашел площадь обрабатываемых поверхностей.

1. Площадь пола в столовой школы по схеме здания составляет 74,2 кв. м.

2. Габариты обеденных столов — 1350×870 см, их количество — 15 штук.

3. Габариты стульев — 30×30 см, их количество — 60 штук.

4. В помещении два окна, размер подоконников — 360×60 см.

5. Таким образом, площадь обрабатываемой поверхности составляет:

74,2 кв. м + (15 шт. × (1,35 м × 0,87 м) + 60 шт. × (0,03 м × 0,03 м) + 2 шт. × (0,36 м × 0,06 м)) = 91,9 кв. м.

6. Значит, уборщицам необходимо выдать на месяц:

0,01 × 0,1 л/кв. м × 0,2 × 1 раз × 22 сут. × 91,9 кв. м = 0,4 л.

Расчет потребности в дезсредствах для проведения генеральных уборок выполняйте таким же способом. Однако при расчете площади обрабатываемой поверхности дополнительно учтите площадь стен.

По аналогии с приведенным примером определите потребность в моющих и дезинфицирующих средствах для ежедневных и генеральных уборок в классах, кабинетах, помещениях для персонала, санитарных узлах, игровой зоне, спортзале.

После уборки техперсонал должен обеззаразить уборочный инвентарь.

Потребность в дезинфицирующем средстве считайте так:

Общее количество дезинфицирующего средства для обеззараживания уборочного инвентаря (л)=0,01 ×Норма расхода дезинфицирующего раствора в литрах на 1 кг уборочного инвентаря согласно инструкции по применению конкретного средства×Коэффициент, равный величине концентрации раствора препарата (%)×
×Масса одного комплекта уборочного инвентаря (кг)×Количество комплектов уборочного инвентаря×Кратность обработок в сутки×Количество суток в расчетном периоде

Рассмотрим пример, как сделать расчет.


На заметку

Нормы моющих и чистящих средств есть в Методических указаниях, утвержденных приказом Минпроса СССР от 28.01.1986 № 45. Но этот документ уже изжил себя. В нем нет современных препаратов

Пример 2. В учреждении восемь комплектов уборочного инвентаря: для уборки производственной зоны, складских помещений, помещения для персонала, туалета для персонала, обеденной зоны, игровой зоны, туалетов для посетителей, подсобных помещений.

Масса одного комплекта уборочного инвентаря составляет 0,2 кг, а его обработка проводится один раз в сутки. По инструкции норма расхода дезсредства для дезинфекции уборочного инвентаря — 0,4 л рабочего раствора на 1 кг. Концентрация раствора, необходимая для проведения дезинфекции, составляет 0,4 процента при экспозиции 15 минут. Экономист рассчитал месячную потребность в дезсредстве, при условии что количество суток в расчетном периоде — 22.

Исходные данные он подставил в формулу и узнал, сколько надо выдавать в месяц уборщицам дезинфицирующего средства для обеззараживания уборочного инвентаря:

0,01 × 0,4 л/кг × 0,4 × 0,2 кг × 8 шт. × 1 раз × 22 сут. = 0,056 л.

Дальше разберем, как выяснить потребность в дезинфицирующем средстве для обеззараживания санитарно-технического оборудования.

Общее количество дезинфицирующего средства для обеззараживания санитарно-технического оборудования (л)=0,01 ×Норма расхода дезинфицирующего раствора в литрах согласно инструкции по применению конкретного средства×Коэффициент, равный величине концентрации раствора препарата (%)×
×Кратность обработки в сутки×Количество суток в расчетном периоде×Общая площадь обрабатываемого санитарно-технического оборудования (кв. м)

Рассмотрим на примере, как провести расчет.

Пример 3. Экономист рассчитал необходимое количество дезинфицирующего средства для обеззараживания санитарно-технического оборудования.

За площадь одного санитарно-технического оборудования он взял значение 0,5 кв. м.

В учреждении пять раковин, четыре мойки, три писсуара и восемь унитазов. Следовательно, общая площадь обработки составила:

(5 шт. + 4 шт. + 3 шт. + 8 шт.) × 0,5 кв. м = 10 кв. м.

Согласно инструкции по применению дезинфицирующего препарата, норма расхода для дезинфекции санитарно-технического оборудования — 0,1 л/кв. м. Концентрация раствора, необходимая для проведения дезинфекции по противобактериальному режиму, — 0,2 процента при экспозиции 30 минут.

Минимальная кратность обработок — один раз в сутки. В расчетном периоде будет выполнено 22 обработки. Экономист рассчитал, сколько выдать в месяц уборщицам дезсредства для обеззараживания санитарно-технического оборудования:

0,01 × 0,1 л/кв. м × 0,2 × 1 раз × 22 дн. × 10 кв. м = 0,044 л.

Главное в статье СкрытьИспользуйте сервис, который поможет вам рассчитать нормы расхода.