Все статьи номера
Не прочитано
6
Июнь 2019года
Контроль

Учредитель требует перечислить в бюджет неустойку по контракту. Как поступить

Наталья РАДНАЕВА, эксперт журнала «Учет в учреждении»


На заметку

Учреждение обязано включить в условия контракта меры ответственности контрагента за неисполнение, просрочку исполнения, ненадлежащее исполнение обязательств по заключенному контракту (п. 4, 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ)

Учреждения часто получают целевые субсидии: на выплаты персоналу, строительство, закупку оборудования. Чтобы освоить такие средства, проводят закупку и заключают контракты.

Бывает, что контрагент попадается недобросовестный. Тогда бухгалтерия считает неустойку, и заказчик направляет требование поставщику. Когда суммы штрафов и пеней поступают на лицевой счет, учредитель просит зачислить деньги в бюджет, полагая, что раз контракт заключили по КФО 5, то эти средства не принадлежат учреждению. В каком случае такое требование обоснованно и как отразить данные суммы в учете, читайте далее.

Надо ли возвращать учредителю неустойку

Даже если контракт заключен за счет целевых средств — по КФО 5, суммы штрафных санкций учреждение все равно отражает по КФО 2 — как средства от приносящей доход деятельности. То есть это будут собственные доходы учреждения, которые остаются в его распоряжении и расходуются на уставную деятельность.

Чиновники неоднократно отмечали, что, если учреждение выставляет исполнителю договора санкции, полученные деньги признаются собственными доходами учреждения от приносящей доход деятельности (письма Минфина от 23.01.2014 № 02-06-07/2378, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, от 01.10.2012 № 03-05-05-01/57).

Но иногда учредитель вправе потребовать перечислить полученные суммы штрафных санкций в доход соответствующего бюджета. Это законно, если такое условие прописано в соглашении о предоставлении целевой субсидии. Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели в разделе VI «Иные условия» соглашения учредитель может указать условие о перечислении в бюджет штрафов и пеней, поступивших бюджетному учреждению, если поставщик, например, просрочит исполнение обязательств, исполнит свои обязательства ненадлежащим образом или вовсе уклонится от исполнения контракта. Поэтому в каждой ситуации необходимо изучить условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.

Если по условиям соглашения о предоставлении целевой субсидии учреждение не обязано перечислять в доход бюджета суммы удержанных неустоек, оно может это сделать добровольно. То есть, даже если учредитель не требует вернуть неустойку в бюджет, учреждение вправе вернуть деньги по своей инициативе.


На заметку

Порядок определения объема и условия предоставления иных целевых субсидий устанавливает соответствующий орган власти (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК)

Как отразить доходы от штрафных санкций

Есть три способа отразить в бухгалтерском учете доходы от штрафных санкций за неисполнение, просрочку исполнения, ненадлежащее исполнение по контракту.

1. Подрядчик перечисляет неустойку на лицевой счет учреждения (бюджетного — с кодом 20, автономного — с кодом 30) как средства от приносящей доход деятельности (приказ Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н).

В этом случае бухгалтер делает проводку:

ДЕБЕТ 2 201 11 510    КРЕДИТ 2 209 41 66Х
— поступила неустойка от поставщика. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (КИФ 510 и статья 510 КОСГУ).


На заметку

Учреждение вправе удержать неустойку из денежного обеспечения контракта (письмо Минэкономразвития от 30.07.2015 № Д28и-2233)

2. Учреждение удерживает неустойку из полученного обеспечения, которое зачисляется на лицевой счет учреждения (бюджетного — с кодом 20, автономного — с кодом 30) с КФО 3 как средства во временном распоряжении.

В этом случае учреждение уплачивает поставщику всю сумму обязательств по контракту. В учете делают следующую запись:

ДЕБЕТ 3 304 01 832    КРЕДИТ 3 304 06 73Х 
ДЕБЕТ 2 304 06 832    КРЕДИТ 2 209 41 66Х
— отражена некассовая операция взаимозачета кредиторской задолженности по средствам во временном распоряжении и дебиторской задолженности по начисленным штрафным санкциям.

3. Учреждение удерживает неустойку из суммы обязательств учреждения по оплате контракта. Деньги, которые остались на лицевом счете с кодом 21 у бюджетного учреждения или с кодом 31 у автономного учреждения, переводят на лицевой счет с кодом 20 или 30. Для этого направляют в казначейство заявку на кассовый расход (ф. 0531801). Это следует из письма Минфина от 25.03.2013 № 02-06-07/9374.

В бухгалтерском учете в таком случае бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 5 304 06 832    КРЕДИТ 5 201 11 610
— перечислена неустойка с отдельного лицевого счета на счет по операциям со средствами учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (КИФ 610, статья 610 КОСГУ);
ДЕБЕТ 2 201 11 510    КРЕДИТ 2 304 06 732
— поступила неустойка на счет для учета операций со средствами учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (КИФ 510, статья 510 КОСГУ).

141
КОСГУ —

по этому коду отразите доходы от штрафов за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

Пример. Школа заключила с ООО «Альфа» договор на поставку запчастей на сумму 10 000 руб. Расходы по договору учреждение оплачивает за счет средств целевой субсидии.

Школа предусмотрела пени, а также возможность удержать их из оплаты по контракту, если контрагент нарушит срок поставки.

Контрагент нарушил срок поставки. Учреждение начислило неустойку — 33 руб.

Бухгалтер школы сделал в учете записи:

ДЕБЕТ 5 105 36 346    КРЕДИТ 5 302 34 734
— 10 000 руб. — оприходованы материальные запасы;

ДЕБЕТ 2 209 41 564    КРЕДИТ 2 401 10 141
— 33 руб. — предъявлена неустойка за нарушение сроков поставки;

ДЕБЕТ 5 302 34 834    КРЕДИТ 5 201 11 610
— 9967 руб. — перечислена оплата по договору за минусом суммы неустойки. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (КИФ 610, статья 610 КОСГУ);

ДЕБЕТ 5 302 34 834    КРЕДИТ 5 304 06 732
— 33 руб. — отражено прекращение встречных требований зачетом;

ДЕБЕТ 2 304 06 832    КРЕДИТ 2 209 41 664
— 33 руб. — получен доход от взыскания с поставщика суммы неустойки путем зачета встречных требований;

ДЕБЕТ 5 304 06 832    КРЕДИТ 5 201 11 610
— 33 руб. — перечислены средства с отдельного лицевого счета на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (КИФ 610, статья 610 КОСГУ);

ДЕБЕТ 2 201 11 510    КРЕДИТ 2 304 06 732
— 33 руб. — поступили средства на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений с одновременным увеличением забалансового счета 17 (КИФ 510, статья 510 КОСГУ).

Как перечислить неустойку в доход бюджета

Чтобы отразить в учете перечисление сумм штрафных санкций в доход бюджета, учитывают два нюанса.


На заметку

В отчете (ф. 0503737) операции по зачету неустойки в счет оплаты по контракту отразите как некассовые операции

1. Если в доход бюджета перечисляют остаток целевой субсидии, который образовался из-за уменьшения суммы оплаты по контракту на сумму штрафных санкций, то возврат отражают в учете как взыскание остатка целевой субсидии:

ДЕБЕТ 5 205 52 (62) 561    КРЕДИТ 5 201 11 610
— начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатка целевой субсидии, если остаток субсидии возвращают в том же финансовом году, в котором она была получена. Одновременно отражено уменьшение забалансового счета 17;
ДЕБЕТ 2 209 41 564    КРЕДИТ 2 401 10 141
— начислены штрафные санкции;
ДЕБЕТ 5 401 10 152    КРЕДИТ 5 303 05 731
— начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатка целевой субсидии, если возврат осуществляется в финансовом году, следующем за годом получения субсидии;
ДЕБЕТ 5 303 05 831    КРЕДИТ 5 201 11 610
— перечислен остаток целевой субсидии прошлого года в доход бюджета. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (КИФ 610, статья 610 КОСГУ).

Задолженность перед бюджетом по возврату суммы штрафных санкций отражают одновременно по КФО 2:

ДЕБЕТ 2 401 20 297    КРЕДИТ 2 302 97 731
— начислены расходы на возврат;
ДЕБЕТ 2 302 97 831    КРЕДИТ 2 209 41 66Х
— погашены взаимные обязательства по уплате штрафных санкций и перечислению их в доход бюджета, так как в доход бюджета был перечислен остаток целевой субсидии.

2. Если остаток целевой субсидии зачисляют на лицевой счет учреждения (с кодом 20 — у бюджетного, с кодом 30 — у автономного) как погашение задолженности по начисленным штрафным санкциям, перечисление в доход бюджета производят уже с 20-го (30-го) лицевого счета — как расходы собственных средств.


На заметку

Если штраф начислили из-за расторжения контракта по вине исполнителя, то и авансы, возвращенные поставщиком, ранее выданные за счет целевых средств, возвращают в бюджет

В учете бухгалтер делает записи:

ДЕБЕТ 2 209 41 56Х    КРЕДИТ 2 401 10 141
— начислена задолженность по предъявленным штрафным санкциям;
ДЕБЕТ 5 304 06 832    КРЕДИТ 5 201 11 610
— переведены средства с лицевого счета 21. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (КИФ 610, статья 610 КОСГУ);
ДЕБЕТ 2 201 11 510    КРЕДИТ 2 304 06 732
— переведены средства на лицевой счет 20. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (КИФ 510, статья 510 КОСГУ);
ДЕБЕТ 2 401 20 297    КРЕДИТ 2 302 97 731
— начислены расходы учреждения на возврат сумм штрафных санкций;
ДЕБЕТ 2 302 97 831    КРЕДИТ 2 201 11 610
— перечислены средства в доход бюджета. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, подстатья 297 КОСГУ).