Все статьи номера
Не прочитано
10
Октябрь 2019года
Контроль

Подготовка к инвентаризации-2019. Кого можно и нельзя на этот раз включать в комиссию

Ольга ФУЦАЙ, шеф-редактор журнала «Учет в учреждении», преподаватель Школы Главбуха государственного учреждения

О численности состава инвентаризационной комиссии

Вопрос: как сформировать комиссию, если в учреждении трудятся всего три сотрудника и они являются материально ответственными лицами?

В состав инвентаризационной комиссии необходимо включить как минимум двух человек. При этом проверяемое ответственное лицо учреждения не может быть членом такой комиссии.

В данной ситуации в работе инвентаризационной комиссии будут участвовать все три сотрудника учреждения. Однако в приказе о составе комиссии нужно отметить, что проверку имущества учреждения, которое находится в ответственности у сотрудника 1, проводят сотрудники 2 и 3. У сотрудника 2 — сотрудники 1 и 3, сотрудника 3 — сотрудники 1 и 2. Главное в статье Скрыть

Об участии бухгалтера в комиссии

Вопрос: обязательно ли включать бухгалтера в состав инвентаризационной комиссии?


На заметку

Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации

Обязательных требований к составу комиссии нет. Но Минфин считает, что бухгалтера необходимо включать в состав инвентаризационной комиссии для инвентаризации финансовых активов и обязательств (письмо от 27.11.2014 № 02-06-10/60461).

А вот при инвентаризации нефинансовых активов присутствовать бухгалтеру не обязательно. Ему достаточно обеспечить инвентаризационную комиссию информацией, которая нужна для проверки. Главное в статье Скрыть

О постоянном составе комиссии

Вопрос: правомерно ли создавать инвентаризационные комиссии с разным составом каждый раз при проведении инвентаризации по графику?

Учреждение создает одну инвентаризационную комиссию, которая действует на постоянной основе. Эта комиссия работает на инвентаризации как установленной соответствующим графиком, так и при внезапной проверке. Состав инвентаризационной комиссии можно расширить для проведения годовой инвентаризации. Например, сформировать дополнительные рабочие группы. Менять состав инвентаризационной комиссии для проведения проверок по графику нецелесообразно.

Можно включить в состав постоянно действующей комиссии всех сотрудников, которым и поручить проведение инвентаризации.

В приказе указывают персональный состав комиссии из общего числа ее членов для конкретных периодов работы (см. образец 1).

Образец 1. Приказ об инвентаризационной комиссии (фрагмент)

Укажите всех сотрудников, которым поручено провести инвентаризацию
Обозначьте персональный состав комиссии из общего числа ее членов для конкретных инвентаризуемых участков или периодов работы
Пропишите обязанности постоянно действующей инвентаризационной комиссии

О разделении комиссии по участкам

Вопрос: можно ли комиссию по проведению инвентаризации распределить по участкам?


На заметку

Учреждение должно собрать подписи о согласии и ознакомлении с приказом о проведении инвентаризации лиц, поименованных в приказе о составе комиссии

Если в приказе о проведении годовой инвентаризации указать кто, где и когда проводит инвентаризацию, комиссию по проведению инвентаризации можно распределить по участкам. В документе определяют инвентаризуемые участки для рабочих комиссий, указывают точные даты инвентаризации и берут подписи у лиц, поименованных в приказе. К дате начала проверки выделенного участка все члены рабочей комиссии должны приступить к своим обязанностям.

О председателе комиссии

Вопрос: может ли руководитель назначить себя председателем инвентаризационной комиссии?

Да, может. Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Если он счел, что с обязанностями председателя инвентаризационной комиссии может справиться сам, то имеет право назначить себя председателем. Можно напомнить начальнику, что председатель потратит много своего времени на инвентаризацию и подведение итогов. Если у руководителя нет времени и возможности участвовать в проверках, то назначать себя председателем неправомерно. Ведь, если хотя бы одного члена комиссии не будет при инвентаризации, это послужит основанием признать ее результаты недействительными.

О заместителе председателя комиссии

Вопрос: может ли зампредседателя в период отсутствия председателя комиссии выполнять его функции?

Права и обязанности членов инвентаризационной комиссии закрепляют в локальном акте, например положении об инвентаризационной комиссии. К этому относится и ротация членов комиссии. Исполнение обязанностей председателя комиссии его заместителем во время отсутствия председателя описывают отдельно. Уточняют, что в случае ротации членов комиссии состав комиссии считается полноценным и полномочным для проведения инвентаризации (см. образец 2). Иначе при отсутствии на проверке одного из членов комиссии результаты инвентаризации могут признать недействительными (п. 2.3 приказа Минфина № 49).

Образец 2. Положение о постоянно действующей инвентаризационной комиссии (фрагмент)

Права и обязанности членов инвентаризационной комиссии необходимо закрепить локальным актом учреждения. Это может быть Порядок проведения инвентаризаций либо дополняющий его документ
Если хотя бы одного члена комиссии не будет при инвентаризации, это послужит основанием признать ее результаты недействительными

Главное в статье СкрытьОб образовании председателя комиссии

Вопрос: может ли быть председателем инвентаризационной комиссии заведующая хозяйством, у которой нет высшего образования?


На заметку

Квалификационных требований к председателю инвентаризационной комиссии нет

Может. Председатель — это не штатная должность, а трудовая функция, которую поручают работнику. Поэтому у него может и не быть высшего образования. Но он должен знать регламент проведения инвентаризации, уметь составлять инвентаризационные документы — акты, описи, ведомости. А также находить баланс между необходимостью выполнить работу и при этом не вызвать негатива от других сотрудников, которым инвентаризация доставляет неудобства. Если заведующая хозяйством готова выполнять эти обязанности, то наличие или отсутствие у нее высшего образования не имеет значения.

Об отпуске участника

Вопрос: как оформить результаты инвентаризации, если материально ответственное лицо фактически участвовало в инвентаризации, но по документам было в отпуске?

К материалам инвентаризации лучше приложить служебную записку. В документе указать сведения о добровольном участии человека в инвентаризации без отзыва из отпуска. Тогда можно оформить результаты проверки в обычном порядке с указанием дат фактической проверки.

Если материально ответственное лицо действительно было в отпуске и на работу не возвращалось, то это может означать, что:

— инвентаризация проводилась без участия материально ответственного лица и это обстоятельство не учли в распорядительных документах о проведении инвентаризации; 
— проверку как таковую не проводили, а инвентаризационные ведомости подписали без осмотра имущества.

Оба этих случая — основания для служебной проверки выполнения приказов руководителя, а инвентаризацию придется провести с соблюдением всех регламентных процедур.

О заболевших участниках

Вопрос: что делать, если перед инвентаризацией член комиссии и материально ответственное лицо заболели?


На заметку

Если инвентаризацию проведете без материально ответственного лица, а комиссия обнаружит недостачу, то чаще всего суды встают на сторону работника и не позволяют взыскать с него ущерб. Однако есть и противоположное мнение (апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 12.03.2012 по делу № 33–748/2012)

Лучше перенести дату проведения инвентаризации. Однако, если член комиссии и материально ответственное лицо заболели надолго, придется приказом изменять состав комиссии.

Иногда можно провести инвентаризацию дистанционно. Главное, чтобы материально ответственное лицо могло присутствовать на проверке онлайн. Особенности проведения инвентаризации онлайн нужно будет учесть в приказе о проведении инвентаризации (см. образец 3).

Образец 3. Приказ о проведении инвентаризации онлайн (фрагмент)

Пропишите состав комиссии
Укажите даты проведения инвентаризации
Пропишите, когда проведение инвентаризации с материально ответственным лицом возможно онлайн

О внештатном члене комиссии

Вопрос: нужно ли включать в состав инвентаризационной комиссии приглашенного специалиста, который будет проверять имущество на соответствие критериям актива?

Привлекать сторонних специалистов можно, но не обязательно. Нанимать специалиста, чтобы он определял, соответствует ли имущество критериям актива, нецелесообразно. Ведь приглашенный человек не обладает полнотой информации об использовании объекта, о степени вовлеченности имущества в хозяйственный оборот. Лучше всего осведомлены об этом ответственные лица учреждения. Поэтому проверку на соответствие имущества критериям актива лучше всего поручить им.