Все статьи номера
Не прочитано
10
Октябрь 2019года
Контроль

Ответы на вопросы о списании старого имущества, выявленного при ревизии

Мария БЕЛЯЕВА, старший преподаватель департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, аттестованный преподаватель ИПБР

Кто выступает инициатором списания


На заметку

Спишите имущество, которое не отвечает критериям актива (п. 46 стандарта «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н)

Учреждения обычно используют типовой алгоритм списания имущества, где инициатором выступает материально ответственное или ответственное лицо. Этот человек пишет служебную записку о дальнейшей непригодности для работы вверенных ему объектов. Постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов принимает решение и оформляет пакет документов на выбытие. А бухгалтерия на основании этих документов отражает выбытие имущества на забалансовый счет 02.

Минфин предлагает альтернативный вариант списания — по результатам инвентаризации. То есть инициатором списания будет выступать инвентаризационная комиссия (письмо Минфина от 15.12.2017 № 02-07-07/84237). Она составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835), который и будет служить основанием для выбытия имущества. А бухгалтерия на основании документов, полученных от комиссии, отражает выбытие имущества на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) на забалансовый счет 02. Однако у этого способа есть как минусы, так и плюсы (см. табл. ниже).

Плюсы и минусы списания по итогам инвентаризации

Плюсы Минусы
Решение принимается коллегиально Практика оформления порядка списания нетиповая. Она требует разработки дополнительных регламентных документов
Мало рисков коррупционной составляющей Минфин рекомендации дал в письме, которое не является нормативным актом
Эффективность и оперативность принятия решения в отношении только ограниченного вида имущества — мебели, хозяйственного инвентаря, — где не требуются специальные знания и компетенция для идентификации свойств объекта для дальнейшей эксплуатации Нельзя применить для списания техники и оборудования, поскольку требует специальных знаний от членов инвентаризационной комиссии, а также подробного описания дефектов

Если объединить оба варианта списания, они будут оптимизировать работу учреждения в части порядка списания малоценного имущества (см. алгоритм далее).

Алгоритм списания малоценного имущества

Привлекать ли внешнего эксперта, если есть штатный специалист

Есть имущество, при списании которого комиссия руководствуется мнением сторонней организации. Она в своих заключениях предоставляет информацию о непригодности объектов для дальнейшего использования с указанием причин (п. 7 постановления Правительства от 14.10.2010 № 834). Это удобно, но такое заключение платное. Чтобы сэкономить время и деньги, можно задействовать сотрудника учреждения. Например, системного администратора или электрика. Но обязательно укажите в регламенте списания имущества степень участия работников учреждения в принятии решения о списании и порядок привлечения экспертов (см. образец ниже).

Фрагмент регламента по списанию имущества

Опишите степень участия работников учреждения для выработки решения о списании и порядок привлечения экспертов
Если у учреждения нет в штате работников, которые обладают специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии можно приглашать внешних экспертов (п. 7 постановления № 834)

Обязательно ли сдавать на разборку, утилизацию

В объектах учета могут быть драгметаллы и камни, которые нужно учитывать после разборки (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ, постановление Правительства от 28.09.2000 № 731, приказ Минфина от 09.12.2016 № 231н). Кроме того, имущество может содержать уровень вредных для здоровья и жизни человека веществ. Списываемые материальные ценности мелкой оргтехники и инвентаря образуют отходы разных классов опасности. Например, электрочайник относится к IV классу отходов, источник бесперебойного питания — к II классу. Если в учреждении работают сотрудники, которые могут определить наличие вредных веществ и класс опасности отходов, привлекать специализированную организацию не нужно. При этом утилизацией отходов класса I–IV занимаются только лицензируемые организации в особом порядке (ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

Как учесть списание имущества

250
тыс. руб. —

настолько оштрафуют учреждение, если нарушить правила утилизации имущества (ст. 8.2 КоАП)

При списании имущества в учете делают проводки:

ДЕБЕТ 0 104 3Х 411    КРЕДИТ 0 101 3Х 410 
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено выбытие полностью амортизированного имущества;
ДЕБЕТ 0 104 3Х 411 (0 401 10 172) 0 101 3Х 410 
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено выбытие не полностью амортизированного имущества;
УМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 21 
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено выбытие основного средства, учитываемого на забалансовом учете (до 3000 руб. до 2018 года, до 10 000 с 2018 года);
УМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено выбытие имущества после утилизации.

Такой порядок списания характерен для учреждений, где малоценное имущество является иным движимым и относится к категории основных средств. Однако есть исключения.

Имущество относится к категории ОЦДИ. В таком случае списание нужно согласовать с учредителем. При этом необходимо руководствоваться положениями и распорядительными документами вышестоящего ведомства.

Порядок списания любого движимого имущества утвержден учредителем. Тогда нужно соблюдать все его требования. Например, получать техническое заключение о состоянии объекта, подлежащего списанию, от внешних экспертов.

Если малоценное имущество относить к материальным запасам (письмо Минфина от 21.09.2012 № 02-05-11/3866).