Все статьи номера
Не прочитано
11
Ноябрь 2019года
Контроль

Как сформировать себестоимость госуслуг на 2020 год. Пошаговый алгоритм для бухгалтера

Елена КРАВЧЕНКО, методолог компании «БАРС», преподаватель бухгалтерского учета, налогообложения, экономического анализа  учебного центра «Интеллект-Сервис», главный бухгалтер


На заметку

Учреждение самостоятельно разрабатывает порядок формирования себестоимости и закрепляет его в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции № 157н, п. 7 стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н)

В течение выбранного отчетного периода прямые, накладные и общехозяйственные затраты вы отражаете на счетах:

— 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»; 
— 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»; 
— 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

Общехозяйственные затраты закрываете в конце месяца. А периодичность распределения накладных расходов учреждение должно определить самостоятельно в учетной политике. Обычно периодом выбирают месяц.

В какой последовательности действовать бухгалтеру, чтобы рассчитать себестоимость государственных или муниципальных услуг и вывести финрезультат в конце года, читайте далее. А также как отразить показатели в справке по заключению счетов (ф. 0503710).

Шаг 1. Собрать прямые затраты


На заметку

Перечень затрат, которые считаются непосредственно связанными с оказанием услуги (прямые и накладные) и относятся к общехозяйственным, учреждение устанавливает самостоятельно, руководствуясь постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640

В течение отчетного периода на счете 4 109 60 000 собирают прямые затраты. Затраты будут прямыми и собираться на указанном счете, если в госзадании определен объем оказания единственной услуги (работы) и учреждение не оказывает услуги по другим источникам финансового обеспечения. Таким, как приносящая доход деятельность или средства ОМС. Иначе вам потребуется выделять общехозяйственные расходы, но уже в целях формирования себестоимости госуслуги и для распределения затрат между источниками финансового обеспечения.

Если учреждению в рамках его госзадания установлены две и более услуги (работы), то на счете 4 109 60 000 нужно собирать только те затраты, которые прямо и непосредственно связаны с оказанием каждой конкретной услуги. Это такие затраты, как зарплата, материальные затраты, иные прямые расходы. Для этого на счете 4 109 60 000 добавляют аналитику по номенклатуре оказываемых услуг (работ). Первичные документы маркируют идентификатором услуг, по которым собирают и калькулируют расходы.

Пример 1. Учреждение оказывает две услуги, на которые получает субсидию на госзадание.

В соглашении о выделении субсидии есть информация, что объем субсидии по услугам распределяется между ними в соотношении 70 и 30 процентов к общему объему. Учреждение признает объем выручки от реализации базой распределения накладных и общехозяйственных расходов.

НоменклатураПрямые расходы (по видам затрат), руб.
Подстатья 211 КОСГУПодстатья 213 КОСГУПодстатья 272 КОСГУПодстатья 226 КОСГУИтого прямых расходов
Заработная платаНачисления на оплату трудаМатериальные затратыИные прямые затраты
Услуга 11 580 000477 160709 00087 0002 853 160
Услуга 2550 000166 100210 00034 000960 100
Итого2 130 000643 260919 000121 0003 813 260

На заметку

Какие расходы не нужно включать в себестоимость

Конкретный перечень затрат, которые нельзя учитывать при формировании себестоимости, не утвержден. Поэтому пропишите их в учетной политике на 2020 год. К ним отнесите:

— расходы на социальное обеспечение. Это подстатьи группы 260 КОСГУ;
— иные выплаты. Это подстатьи 296–299 КОСГУ;
— затраты на налоги и имущество, которые не используете для выполнения госзадания. Например, коммунальные услуги, земельный налог или налог на имущество;
— расходы на содержание недвижимости и ОЦДИ за счет субсидии на госзадание;
— затраты за счет субсидии на иные цели, пожертвований и грантов.

Шаг 2. Распределить накладные расходы

Счет накладных расходов 4 109 70 000 применяйте, чтобы отражать затраты, возникающие при оказании услуги, но которые нельзя отнести на конкретную услугу. Например, заработную плату лаборанта, который выполняет исследования и для стационара медицинского учреждения, и для поликлиники, то есть участвует в оказании двух услуг. При этом, если такие затраты все же можно распределить по услугам — с помощью табеля учета рабочего времени, нормирования, подсчета объема выполненной работы, то счет 4 109 70 000 можно и не использовать. Чтобы распределить накладные расходы, собранные в течение отчетного периода, нужно выбрать базу распределения. Ей могут быть:

— прямые затраты на оплату труда; 
— материальные затраты; 
— иные прямые затраты; 
— объем выручки от реализации продукции (работ, услуг); 
— иной показатель, характеризующий результаты деятельности.

Расчет распределения необходимо оформить первичным документом — справкой-расчетом. Бухгалтерские записи распределения оформляйте бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Продолжим пример 1.

Пример 2. За октябрь бухгалтер собрал на счете 4 109 70 000 накладные расходы и составил справку-расчет.

Таблица-расчет распределения накладных расходов за октябрь 2019 года выглядит так:

НоменклатураПроцент распределенияРаспределяемые расходы (по видам затрат), руб.
Подстатья 211 КОСГУПодстатья 213 КОСГУПодстатья 272 КОСГУПодстатья 271 КОСГУВсего распределяемых расходов
Заработная платаНачисления на оплату трудаМатериальные затратыАмортизация
Услуга 170875 000264 250350 00098 0001 587 250
Услуга 230375 000113 250150 00042 000680 250
Итого1001 250 000377 500500 000140 0002 267 500

Бухгалтер включил накладные расходы в себестоимость услуг и оформил бухгалтерскую справку (см. образец 1).

Образец 1. Как указать накладные расходы в бухгалтерской справке (фрагмент)

Накладные расходы бухгалтер распределил по двум услугам

Шаг 3. Распределить общехозяйственные расходы

Собранные общехозяйственные расходы распределяйте на себестоимость услуг в пропорции к выбранной базе распределения. Но главбух может выделить и закрепить в учетной политике перечень затрат, которые не распределяются. Их нужно списывать на финансовый результат текущего отчетного периода. Под финансовым результатом можно понимать как уменьшение доходов по дебету счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», так и увеличение расходов по дебету счета 0 401 20 000.

Нераспределяемые общехозяйственные расходы относите на увеличение расходов текущего финансового года (п. 62 Инструкции № 174н). Но в то же время нераспределяемые общехозяйственные расходы отражают по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 000 (по виду доходов) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 80 000 (п. 66 Инструкции № 174н). Следовательно, каким способом вы будете отражать нераспределяемые общехозяйственные расходы — в уменьшение доходов или в увеличение расходов, — надо установить самостоятельно в учетной политике учреждения.

Для распределяемых общехозяйственных расходов составляют аналогичную справку-расчет. Продолжим примеры 1 и 2.

Пример 3. За октябрь бухгалтер распределил общехозяйственные расходы по обеим услугам, которые оказывает учреждение в рамках госзадания.

Таблица-расчет распределения общехозяйственных расходов за октябрь 2019 года выглядит так:

НоменклатураПроцент распределенияРаспределяемые расходы (по видам затрат), руб.
Подстатья 211 КОСГУПодстатья 213 КОСГУПодстатья 223 КОСГУПодстатья 225 КОСГУВсего распределяемых расходов
Заработная плата АУПНачисления на оплату трудаКоммунальные услугиСодержание имущества
Услуга 170602 000181 8041 820 000791 0003 394 804
Услуга 230258 00077 916780 000339 0001 454 916
Итого100860 000259 7202 600 0001 130 0004 849 720

Бухгалтер включил в себестоимость услуг распределяемые общехозяйственные расходы и оформил бухгалтерскую справку (см. образец 2).

Нераспределяемые общехозяйственные расходы, согласно учетной политике учреждения, относятся на увеличение расходов текущего финансового года (см. образец 3).

Образец 2. Как отразить общехозяйственные расходы в бухгалтерской справке (фрагмент)

Общехозяйственные расходы бухгалтер распределил по двум услугам

Образец 3. Как отразить нераспределяемые общехозяйственные расходы в бухгалтерской справке (фрагмент)

Нераспределенные общехозяйственные расходы бухгалтер списал на текущие расходы

Шаг 4. Вывести финансовый результат

Бухгалтер выведет финрезультат отчетного месяца и по всем собранным статьям калькуляции в бухучете запишет:

ДЕБЕТ 4 401 10 131    КРЕДИТ 4 109 60 ХХХ
— выведен финансовый результат отчетного месяца по всем собранным статьям калькуляции (услуга 1);
ДЕБЕТ 4 401 10 131    КРЕДИТ 4 109 60 ХХХ
— выведен финансовый результат отчетного месяца по всем собранным статьям калькуляции (услуга 2).

По счету 4 109 60 000 может числиться производство в сумме прямых затрат по работам, услугам, продукции с незаконченным производственным циклом. Но, поскольку государственное (муниципальное) задание выдают на год, наличие незавершенного производства на конец года может быть расценено как часть невыполненного задания. Поэтому счет 4 109 60 000 на конец финансового года надо полностью закрыть и вывести по нему финансовый результат.

Шаг 5. Сформировать себестоимость в отчетности


На заметку

Счет учета общехозяйственных расходов также потребуется в случае оказания двух и более услуг в рамках госзадания и если учреждение имеет иные источники доходов (кроме целевых)

Бухгалтерские операции определения финансового результата текущего периода дополнительно раскрывайте в разделе 2 справки по заключению (ф. 0503710). Показатели этого раздела заполняют на основании данных по дебетовым оборотам соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета:

— 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (графа 4); 
— 0 105 07 000 «Готовая продукция», 0 105 08 000 «Товары», 0 105 09 000 «Наценка стоимости товаров» (графа 5); 
— 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы» (графа 6); 
— 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», сформированных до заключительных операций по закрытию счетов (графа 7).

Например, если формировать справку на основании данных примеров 1–3, то заполнять нужно только графу 4 — с кредита аналитических счетов счета 4 109 60 000 в дебет счета 4 401 10 131 (см. образец 4). Показатели нераспределяемых общехозяйственных расходов, отнесенных в дебет аналитических счетов счета 4 401 20 000, в разделе 2 не отражают.

Образец 4. Как отразить финансовый результат в справке (ф. 0503710)

Бухгалтер определил финрезультат