Все статьи номера
Не прочитано
11
Ноябрь 2019года
Контроль

Проводки и карточки, чтобы списать и утилизировать имущество по итогам инвентаризации-2019

Мария БЕЛЯЕВА, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, консультант по бухгалтерскому учету в государственном секторе


Важная деталь

В инструкциях по учету и стандартах не прописан порядок утилизации — его определяют в локальном акте учреждения

После инвентаризации непригодное для использования имущество списывают с учета. Списанную технику или мебель учреждение может разобрать на запчасти и использовать в деятельности. Но иногда имущество легче утилизировать. Прочтите, какие проводки сделать при списании и после утилизации. Используйте карточки, чтобы понять, какое имущество нужно утилизировать.

Как отразить списание имущества в бухгалтерском учете

Если имущество списывают из-за физического или морального износа, бухгалтерия отражает его выбытие с балансового или забалансового учета (п. 51, 52, 373 Инструкции № 157н). В дальнейшем объект до демонтажа, утилизации или уничтожения учитывают на забалансовом счете 02.

Например, проводки при списании основного средства будут такими:

ДЕБЕТ 0 104 ХХ 411    КРЕДИТ 0 101 ХХ 410
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено списание полностью самортизированного основного средства, которое числилось на балансе;
ДЕБЕТ 0 104 ХХ 411 (0 401 10 172)    КРЕДИТ 0 101 ХХ 410
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено списание не полностью самортизированного основного средства, которое числилось на балансе;
УМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 21
УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено списание полностью основного средства, которое числилось за балансом.

Основанием для выбытия основных средств и материальных запасов, которые не отвечают критериям актива и которые решили списать, служит акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) или акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В этих формах есть поле «Заключение комиссии». В каком порядке заполнять данный реквизит, определяет учреждение в учетной политике и регламенте по документообороту (письмо Минфина от 28.06.2017 № 02-05-05/40633).

В учетной политике целесообразно прописать, что в поле «Заключение комиссии» указывают, проводить утилизацию списанного имущества или нет, предельные сроки и способы утилизации. Кроме того, можно установить, что комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при заполнении акта отражает в этом поле класс опасности отходов, код по Федеральному классификационному каталогу отходов (приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242; далее — ФККО). Основанием для заключения комиссии будут паспорта отходов, составленные на объекты, которые решили списать.

Заключение может выглядеть так:

«Объект относится к IV классу опасности отходов (код ФККО 4 92 111 81 52 4), подлежит утилизации с привлечением специализированной организации в течение не более 11 месяцев».

V
класс опасности —

на этот класс паспорта не составляют, например на отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 4 05 122 02 60 5)

Какое имущество нельзя выбрасывать в мусорный контейнер

Перед тем как выбросить ненужные вещи, нужно определить степень негативного воздействия таких отходов на окружающую среду. Всего существует пять классов опасности:

— I класс — чрезвычайно опасные отходы; 
— II класс — высокоопасные отходы; 
— III класс — умеренно опасные отходы; 
— IV класс — малоопасные отходы; 
— V класс — практически неопасные отходы.

Если имущество относится к последнему классу, его можно просто выкинуть в бак для мусора. Если к первым четырем — придется утилизировать.

Определить класс опасности отходов поможет ФККО. В нем каждому виду отходов присвоен код, в котором 11-й знак показывает класс опасности (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 03.09.2014 № ВК-03-04-36/13543). Чтобы не тратить время на изучение нормативных документов, воспользуйтесь карточками. В них наиболее частые виды отходов, которые возникают в учреждении после списания основных средств и материальных запасов.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Поэтому для утилизации, например, компьютеров и оргтехники учреждению нужно заключить договор со специализированной организацией.

На заметку

Обязано ли учреждение составлять паспорта отходов

На отходы I–IV классов, которые образуются в деятельности учреждения, вы должны составлять паспорта. Они действуют бессрочно. В частности, паспорта нужны, если учреждение пользуется лампами ртутными, ртутно-кварцевыми или люминесцентными (I класс опасности), а также когда выбрасывает отработанные картриджи (III или IV класс опасности). За отсутствие таких паспортов ректора образовательного учреждения оштрафовали на 10 000 руб. (постановление ВС от 12.01.2018 № 16-АД17-6). Аргумент, что учреждение не является вредным объектом, не помог.

Как отразить результаты утилизации отходов в бухгалтерском учете

После утилизации имущество, которое учитывают на забалансовом счете 02, списывают на основании оправдательных документов.

В бухгалтерском учете делают проводку:

УМЕНЬШЕНИЕ ЗАБАЛАНСОВОГО СЧЕТА 02
— отражено выбытие имущества после утилизации.

Поскольку в нормативных документах по бухгалтерскому учету не сказано, какие именно документы будут основанием для утилизации списанного имущества, их перечень устанавливают в учетной политике. В частности, можно указать следующую формулировку:

«Основанием для отражения выбытия имущества учреждения по итогам утилизации в бухгалтерском учете является бухгалтерская справка (ф. 0504833). К ней прилагается акт об утилизации или уничтожении имущества, акт о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленные к договору со специализированной организацией. Документы в бухгалтерию передает председатель комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов в течение трех рабочих дней после их составления».

Чтобы не искать информацию в Интернете, воспользуйтесь нашими карточками. В них мы собрали наиболее частые виды отходов, которые возникают в деятельности учреждения по причине списания основных средств и материалов. Внесите свои данные в карточки, распечатайте и отдайте ответственному лицу. Используйте их для контроля. После того, как имущество утилизируют, данные об утилизации внесите в акт списания.

Карточки для утилизации мебели





















Внесите свои данные и распечатайте карточки

Карточки для утилизации компьютерной техники

























Внесите свои данные и распечатайте карточки

Карточки для утилизации прочей техники

























Внесите свои данные и распечатайте карточки