Все статьи номера
Не прочитано
12
Декабрь 2019года
Документация

Три причины пересмотреть учетную политику '2019 и уточнить ее

Мария БЕЛЯЕВА, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, консультант по бухгалтерскому учету в государственном секторе

Причина 1: декабрьские счета за коммунальные услуги поступят в январе 2020 года

На предельную дату представления бухотчетности бухгалтерия обычно еще не получает оправдательные документы за коммунальные услуги, оказанные учреждению в декабре предыдущего года. Поэтому для достоверности данных о расходах учреждения за отчетный период нужно сформировать резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы. Оценку резерва следует производить согласно положениям учетной политики.

Внесение положений о резерве в учетную политику 2019 года: плюсы и минусы

ПлюсыМинусы
1. Достоверность показателей бухгалтерской отчетности по расходам, что нивелирует административный штраф. 
2. Наличие резерва позволяет не исправлять показатели отчетности как ошибки текущего периода или прошлых лет и не применять ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности. 
3. Корректные данные для принятия управленческих решений
1. Ретроспективный пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности. 
2. Трудозатратность при подготовке расчетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни. 
3. Проведение инвентаризации неисполненных обязательств

Корректировка оценочного значения, то есть сформированного резерва, отраженного в бухучете и отчетности, не является исправлением ошибки, информацию о таких корректировках не раскрывают в отчетности (п. 23 стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н). Поэтому неточность в определении суммы резерва ошибкой не считается. Но если в учете не отражены факты хозяйственной жизни, которые относятся к соответствующему отчетному периоду, это будет ошибка прошлых лет (п. 3 Инструкции № 157н, п. 14 стандарта «Концептуальные основы учета и отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н). Данный факт может повлиять на достоверность отчетности и сумму штрафа по статье 15.15.6 КоАП.

Проверьте, есть ли в вашей учетной политике положения о резерве. Если нет, то пропишете их, как показано в примерном фрагменте 1.

Примерный фрагмент 1. Приказ о внесении изменений в учетную политику о резерве на оплату обязательств

Причина 2: в декабре учреждение планирует получить безвозмездно работы или услуги

В декабре может случиться так, что в честь праздника учреждению проведут работы или окажут услуги безвозмездно. Например, выполнят техническое обслуживание и проверят музыкальное и осветительное оборудование перед детской елкой. Или сотрудники детского сада своими силами сделают ремонт зала, в котором будет проходить утренник, а бухгалтерии придется списывать на данные работы расходные материалы.

Внесение положений о безвозмездно полученных работах и услугах в учетную политику 2019 года: плюсы и минусы

Плюсы Минусы
1. Достоверность показателей бухгалтерской отчетности. 
2. Обоснованность данных для налогового учета. 
3. Обоснованность списания расходных материалов
1. Трудозатратность при отслеживании фактов безвозмездно полученных работ (услуг) по косвенным признакам

Бескорыстное выполнение работ и предоставление услуг для учреждения влечет экономическую выгоду и относится к прочим доходам от необменных операций (п. 38 стандарта «Доходы», утвержденного приказом Минфина от 27.02.2018 № 32н). В бухгалтерском учете такие доходы не отражают, при условии что информацию о них раскрывают в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 43 стандарта «Доходы»).

Если ревизоры при проверке не увидят подобных сведений в пояснительной записке, отчетность могут признать недостоверной. Кроме того, информация о безвозмездно полученных работах или услугах будет нужна для формирования данных в листе 7 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль организаций. В этом случае понадобится определить рыночную стоимость полученных работ или услуг.


На заметку

Требование о раскрытии информации о доходах от необменных операций в пояснительной записке содержится в пункте 55 стандарта «Доходы»

Чтобы избежать проблем, необходимо дополнить положения учетной политики. В частности, надо определить, кто из сотрудников или какое подразделение будут передавать информацию о получении работ и услуг на безвозмездной основе в бухгалтерию и в какой срок. Такое положение прописывают в учетной политике, например в разделе «Признание доходов», или в графике документооборота. Как отразить его в приказе о внесении изменений в учетную политику, смотрите в примерном фрагменте 2.

Примерный фрагмент 2. Приказ о внесении изменений в учетную политику о безвозмездно полученных услугах и работах

Причина 3: на начало года у учреждения будут заключены договоры с долгосрочной задолженностью


Важная деталь

Дебиторская задолженность будет долгосрочной, если ее можно обратить в активы, а кредиторская задолженность — если ее погасят в срок более чем 12 месяцев после отчетной даты (п. 26, 27 и 28 стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 260н)

Если по состоянию на 1 января 2020 года у учреждения будут договоры аренды сроком до 30 сентября 2021 года, где оно является арендатором, пора пересмотреть учетную политику. Обязательства по такому договору необходимо указывать на весь его срок действия (стандарт «Аренда», утвержденный приказом Минфина от 31.12.2016 № 258н). Так как с отчетности за 2018 год в балансе (ф. 0503730) отражают задолженность, в том числе долгосрочную, кредиторская задолженность арендатора на счете 302 24 за период с 1 января по 30 сентября 2021 года будет долгосрочной.

Внесение положений о долгосрочной задолженности в учетную политику 2019 года: плюсы и минусы

Плюсы Минусы
1. Достоверность показателей бухгалтерской отчетности. 
2. Обоснованность списания расходных материалов
Нет

В связи с этим нужно расширить цели инвентаризации в положении об инвентаризации, а также полномочия и обязанности инвентаризационной комиссии в части инвентаризации расчетов. Кроме того, в утвержденной форме инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) нет графы, чтобы идентифицировать размер долгосрочной задолженности. Поэтому целесообразно внести в нее изменения и утвердить в качестве приложения к учетной политике или порядку проведения инвентаризации как к документу учетной политики (см. примерный фрагмент 3).

Примерный фрагмент 3. Приказ о внесении изменений в учетную политику о долгосрочной задолженности