Все статьи номера
Не прочитано
1
Январь 2020года
Учетная политика '2020

Учетная политика на 2020 год должна учитывать четыре новых стандарта. Проверьте, так ли у вас

Ольга ФУЦАЙ, шеф-редактор журнала «Учет в учреждении», преподаватель Школы Главбуха государственного учреждения

Какие стандарты вступили в силу

С 1 января 2020 года начали действовать еще семь федеральных стандартов, которые регулируют бюджетный учет и отчетность:

— «Запасы» (приказ Минфина от 07.12.2018 № 256н); 
— «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (приказ Минфина от 30.05.2018 № 124н); 
— «Долгосрочные договоры» (приказ Минфина от 29.06.2018 № 145н); 
— «Непроизведенные активы» (приказ Минфина от 28.02.2018 № 34н);
— «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ Минфина от 28.02.2018 № 37н); 
— «Концессионные соглашения» (приказ Минфина от 29.06.2018 № 146н);
— «Информация о связанных сторонах» (приказ Минфина от 30.12.2017 № 277н).


На заметку

О том, как привести учетную политику в соответствие стандарту «Запасы», читайте в статье

В учетную политику придется ввести новые положения или скорректировать старые на основании первых четырех стандартов из списка выше. Фрагменты учетной политики вы найдете в статьях «Новые формулировки и все обязательные положения о матзапасах в вашей учетной политике '2020» и «Какие новые виды резервов и способы их расчета предусмотреть в учетной политике '2020». Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» лишь обобщил правила составления отчетности в части бюджетных и плановых назначений. Стандарт «Информация о связанных сторонах» установил требования, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах, на деятельность которых учреждение может влиять или которые сами могут повлиять на его работу. Эти два стандарта вы будете применять при составлении отчетности за 2020 год. На учетную политику они влияния не оказали.

Стандарт «Концессионные соглашения» в основном будут применять органы власти, которые распоряжаются государственным и муниципальным имуществом, так что вам он, скорее все, не понадобится. В статье мы его рассматривать не будем.

Изменения утвердите с начала 2020 года. Для этого издайте приказ, укажите в нем пункты и положения, утратившие силу, и введите новые. Типового образца приказа нет, составьте его в произвольной форме. Далее в статье прочтите, какие положения проверить. В остальных статьях этой рубрики читайте, какие нормы добавить из-за вступления в силу стандартов.

Какие проверить положения

Проверьте, все ли положения вы включили в учетную политику. И убедитесь, что в ней нет ненужных формулировок (письмо Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). Например:

— выдержек из инструкций по бухучету. В частности, таких, как «при ведении бухгалтерского учета применяется метод начисления»; 
— норм трудового, гражданского и налогового законодательства. Они не относятся к правилам бухучета. Так, порядок расчета командировочных и зарплаты регулируется трудовым законодательством. Отношения с контрагентами — гражданским законодательством и законами о закупках; 
— личных данных сотрудников. Допустим, Ф. И. О. Ведь если сотрудник уволится, учетку придется корректировать, а делать это можно в исключительных случаях; 
— способов и методик учета, которые не относятся к деятельности учреждения.

В чек-листе ниже отметьте, какие положения есть в вашей учетке. Так вы увидите, что нужно добавить.

Какие коды КОСГУ добавить в план счетов

С этого года применяйте коды по расчетам с нерезидентами: 549, 569, 649, 669, 739 и 839 КОСГУ. К ним относятся наднациональные организации, правительства иностранных государств, международные организации и другие организации-нерезиденты. Отличить их от резидентов можно по правилам ОКОПФ. Если не ведете расчетов с такими контрагентами, добавлять коды необязательно. Физлица в кодах КОСГУ не подразделяются на резидентов и нерезидентов.

На заметку

Нужна ли учетная политика, если учет ведет централизованная бухгалтерия

Да, нужна. Если полномочия по учету учреждение передало централизованной бухгалтерии, именно она утверждает основную часть учетной политики. В учетной политике учреждения должны остаться регламенты лишь в отношении процедур, выполняемых им самим. Например, правила документооборота внутри учреждения и порядок инвентаризации. А централизованная бухгалтерия сама определяет правила в отношении выполняемых ею учетных процедур. Учреждение может предложить включить в единый документ необходимую аналитику по счетам. Данные правила не распространяются на учетную политику для целей налогообложения.